Диагностическая беседа

Беседу можно использовать не только как метод сбора первичной вербальной информации. При правильном её проведении она позволяет глубоко изучить и выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, степень воспитанности, отношения учащегося к жизненным фактам, явлениям, к труду, собственным поступкам. В результате беседы у педагога-исследователя складывается более целостное представление о личных качествах воспитанника.

чтобы в процессе беседы получить достаточно полную (интересующую) информацию о воспитаннике, максимальные знания о нем, исследователю необходимо учитывать психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе как к методу диагностики личности.

Прежде всего, к беседе надо тщательно готовиться: определить цель, задачи, составить примерный план, четко продумать основные вопросы, которые должны быть заданы учащемуся. Исследователь не должен надеяться на эксперимент, он обязан всегда продумывать хотя бы схематичный план беседы (о чем он будет вести разговор, что выявлять, что фиксировать), подумать, в какой форме её лучше провести. Здесь следует учесть личностные особенности собеседника (импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.); его состояние (раздражен, нервничает, весел); его отношение к педагогу-исследователю (недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие); его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

Во время диагностической беседы не рекомендуется делать записи или пометки в дневнике, так как это сковывает учащегося, и он перестаёт быть откровенным. Однако после беседы полученные сведения необходимо сразу же занести в дневник или журнал наблюдений. Итоги беседы тщательно анализируются.

Анкетирование.

Анкетой принято называть перечень вопросов по определённой теме, на которые должны дать ответы учащиеся. С помощью анкеты можно выявить нравственные представления и понятия учащихся, их склонности, связи, оценочные суждения к окружающим людям, труду, профессии, показатели общественного мнения и т.д.

Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемыми. Поэтому главной трудностью в построении анкеты является подбор и формулировка вопросов, проверка их уместности, надежности.

В зависимости от предлагаемых вопросов они могут быть разными (по содержанию, направленности личности, форме и т.д.).

По содержанию анкета может касаться выявления познавательных интересов (какие учебные предметы в школе более всего тебя интересуют, почему; когда возник у тебя интерес к математике и в связи с чем);  внеучебных интересов (какие кружки тебе нравятся больше всего и почему, в каком кружке ты сам собираешься заниматься, почему); перспектив ( собираешься ли ты после окончания школы продолжать учебу); оценки деятельности коллектива, тех или иных событий, качеств людей ( считаешь ли ты, что система обучения и воспитания в школе должна быть иной; что тебя больше всего радует (огорчает) в перестроечных процессах в нашем обществе; какие качества ты больше всего ценишь в человеке); степени общественной активности и её мотивации ( какие общественные поручения ты выполняешь в классе, школе, как ты их выполняешь (с большим желанием; добросовестно, но без желания; выполняю тогда, когда требуют; не хочу выполнять общественных поручений); что тебя побуждает заниматься общественной работой: стремление бороться с недостатками, желание улучшить общественную работу, сделать её интересной; постоянно находиться в общении, в курсе всех событий).

По направленности личности анкеты могут касаться: отношения к науке (чем привлекает тебя психология); социальной ответственности ( сможешь ли ты работать в тяжелых условиях, если твоя помощь нужна заводу, городу, республике; способен ли «зарядить» энергией других людей); нравственности (назови три-четыре качества, которые ты считаешь необходимыми в жизни, назови три-четыре качества, без которых нельзя осуществить профессиональный труд) и т.д.

По форме анкеты могут быть: открытыми, позволяющими учащемуся отвечать по своему усмотрению, убеждению, взгляду, ценностным ориентациям. Они позволяют узнать личное мнение воспитанника (например, «охарактеризуйте дисциплинированность учащегося вашего класса»). Отвечающий сам выбирает объем ответа и содержание информации, которую он считает необходимым дать. Анкеты с закрытыми вопросами.

В закрытых вопросах возможности выбора ограничиваются заранее определенным числом вариантов ответов, предусмотренным составителем анкеты. Пример такого вопроса – какую профессию из данного списка Вы могли бы выбрать? (подчеркни). Закрытые вопросы в отличие от открытых,  легче подвергать статистической обработке. Однако, уместно напомнить, что в них не предусмотрены некоторые маловероятные варианты ответов.

Если ученик, скажем, не найдет в списке профессий ту, которую он намеревается избрать, то он не сможет ответить на вопрос анкеты. В этом случае инструкция должна разрешать учащемуся записать свой ответ.

По организации анкеты могут быть именные (с подписью отвечающего на вопросы) и анонимные (безымянные), когда в конце анкеты подпись отвечающего не ставится.

Эффективность анкетирования во многом зависит от соблюдения ряда психолого-педагогических требований:

перед тем, как проводить анкетирование, следует провести разъяснительную работу, рассказать учащимся для чего оно проводится, с какой целью, учащиеся должны осознавать его целесообразность;

очень важно правильно формулировать вопросы; они должны быть сформулированы ясно, конкретно и доступно; это предполагает в свою очередь ясные и конкретные ответы;

анкета не должна быть громоздкой;

анкетирование требует уважения к мнению отвечающего, нельзя навязывать собственное мнение опрашиваемым, необходимо сохранять анонимность;

эффективное использование этого метода требует специальных умений (дидактических, коммуникативных, организационных, диагностических и др.);

по результатам анкетирования надо вносить необходимые коррективы в программу исследования, в действия наставников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: