Цель практических занятий
Целью практических занятий является более глубокое усвоение теоретического материала и приобретение практических приемов конструирования при решении задач.
Темы практических занятий
В соответствии с содержанием теоретического курса на практических занятиях рассматриваются следующие темы:
1. Баланс теплоты.
2. Основы тепловых расчетов (определение температурных напоров, коэффициентов теплоотдачи, коэффициентов теплопередачи).
3. Оптимизация конструкции трубчатки.
4. Оптимизация конструкции тепловой изоляции.
5. Расчет температурных расширений и выбор компенсаторов.
6. Расчет динамики загрязнения теплообменного оборудования.
Баланс теплоты
Количество теплоты в единицу времени, подведенное греющей средой без учета потерь в окружающую среду, можно считать равным тепловой мощности, отведенной охлаждающей средой [1]:
Q1»Q2;
или
,
где - массовый расход, кг/с; Ср - теплоемкость, Дж/кг×К.
|
|
Последнее уравнение может так же быть представлено через энтальпии, h:
G (h1΄ – h1˝) ≈ G (h2˝ –h2΄).
Пример. Определить температуру и расход воды в трубопроводе после смешения, если известно, что давление в трубопроводе 1 и 2 Р=1,0 МПа, а расходы и температуры соответственно: G1=20 кг/с; t1= 20°С; G2=40 кг/с; t2=80°С.
Решение. Исходя из закона неразрывности потоков массовый расход после смешения будет равен сумме исходных расходов:
G3=G1+G2=20+40=60 кг/с.
Составим тепловой баланс:
Q1+Q2=Q3; или G1∙h1+G2∙h2=G3∙h3.
Из уравнения выразим энтальпию потока после смешения:
h3=(G1∙h1+G2∙h2)/G3.
Используя данные [4], определим энтальпии смешиваемых потоков при указанных условиях:
h1=84,9 кДж/кг; h2=335,7 кДж/кг;
h3=(20∙84,9+40∙335,7)/60=252,1 кДж/кг.
Температура после смешения будет 60ºС.
Задача 1. Определить температуру, расход и массовое паросодержание пароводяной смеси в трубопроводе 3, образованной после смешения в специальном устройстве пара из трубопровода 1 с параметрами ts=20°C, Gm=2 кг/с и воды из трубопровода 2 с параметрами tв=20°С, Рв=0,1 МПа, Gв=10 кг/с (или в вариантах: 15 и 20 кг/с).
Задача 2. Определить температуру охлаждающей воды на выходе из теплообменника поверхностного типа, если известно, что греющую среду (воду) с параметрами Gгр=50 кг/с, Ргр=10 МПа, t`гр=300°C необходимо охладить до t``гр=200°C, исходной охлаждающей водой: Рох=0,1 МПа; t`ох=20°C; Gох=50 кг/с.
Задача 3. Составить тепловой баланс парогенератора АЭС с реактором типа ВВЭР-1000 и определить тепловую мощность его отдельных элементов (экономайзера и испарителя), если известна его общая тепловая мощность – 750 МВт; параметры теплоносителя: Ртн=16,0 МПа; t`тн=310°C; t``тн=280°C, а рабочего тела: t`пг=240°C; ts=270°C. Продувка парогенератора составляет: Gпр=0,005D. (0,5% массовой паропроизводительности ПГ.)
|
|
Основы тепловых расчетов
В решаемых студентами задачах процесс сложного теплообмена для поверхностных теплообменников характеризуется тремя термическими сопротивлениями, находящимися между греющей и охлаждающей средами:
– термическое сопротивление теплоотдачи от греющей среды к теплообменной стенке, которое характеризуется коэффициентом теплоотдачи α1;
– термическое сопротивление теплопроводности стенки теплообменной трубы, которое характеризуется толщиной стенки δст и коэффициентом теплопроводности материала стенки λст;
– термическое сопротивление от теплообменной стенки к охлаждающей среде, которое характеризуется коэффициентом теплоотдачи α2.
По способу омывания теплообменной поверхности теплоотдачу подразделяют на вынужденную и естественную [1].
Для определения коэффициента теплоотдачи α используют критерии подобия, в частности, критерий Нуссельта:
.
Уравнение теплопередачи связывает тепловую мощность теплообменника, поверхность теплообмена и температурный напор с величиной коэффициента теплопередачи:
.
Температурный напор
Температурный напор – параметр, характеризующий средний перепад температур между греющей и охлаждающей средами при различных схемах протекания сред: прямоток (рис. 1,а), противоток (рис. 1,б), перекрестный ток (рис. 2) [1,3].
Рис. 1. Прямоток и противоток
Температурный напор определяется по следующим формулам:
при
или во всех остальных случаях
.
При перекрестном токе t-L(Q) – диаграмма строится так же, как при противотоке. Полученное значение температурного напора tср умножается на поправочный коэффициент ψ, который определяется в зависимости от схемы поперечного сечения пучка по справочной литературе [2]. Значение коэффициента 0,5< ψ<1.
Рис. 2. Перекрестный ток
Пример. Определить температурный напор для прямотрубного теплообменного аппарата вода-вода в случае прямотока, если параметры сред: греющая среда ; ; ; .
Решение. Используя рис.1,а, определим Dtб=130ºС; Dtм=30ºС,
их отношение Dtб/Dtм=4,33, т.е. больше 1,7.
Логарифмический температурный напор определяем по формуле
.
Задача 4. Для предыдущего примера определить температурный напор в случае противотока и перекрестного тока.
Задача 5. Построить t-Q диаграмму и определить температурные напоры для горизонтального парогенератора, для параметров из предыдущей задачи 3.
Задача 6. Построить t-Q диаграмму и определить температурные напоры для конденсатора турбины при параметрах на выходе Рs=10 кПа, охлаждающей технической воды Рох=0,5МПа, t`ох=20°C, Gконд=12 м3/с. Общей тепловой мощности Qконд=500 МВт.