Научно-методическая часть

Эта часть курсового проекта включает следующие работы:

  1. Изучение специальной литературы с целью выбора наиболее подходящих с точки зрения самого студента методов и  приемов решения выбранной в аналитической части конкретной задачи. Таких альтернативных методов, приемов) должно быть не менее трех.

2. Оценку степени привлекательности каждого из выбранных методов и приемов для решения этой задачи.

При рассмотрении альтернативных методов решения задачи источником информации может являться не только специальная литература, но также и собственный практический опыт студента – проектанта. Для выбора подходящих из них необходимо характеризовать все выбранные в предыдущем пункте и включенные в набор методы с точки зрения рациональности их использования при решении конкретной задачи: положительные и отрицательные моменты их применения при, их соответствие заданным критериям предпочтительности (простота реализации, возможность использования вычислительных машин, получение наиболее рационального варианта решения) и т.п.

Основой для отбора метода являются сформулированные студентом критерии, например, прозрачность метода, полная информационная обеспеченность (наличие всех необходимых исходных данных для разработки управленческого решения данным методом) и т.п. При этом, чем по большему числу критериальных признаков будет осуществляться отбор методов, тем более высокая степень обоснованности предпочтительности того или иного метода будет обеспечена. То же относится и к методикам, приемам.

При рассмотрении альтернативных методов с точки зрения возможности их применения при разработке конкретного управленческого решения может возникнуть три ситуации:

1. Из сформированного набора методов хотя бы один будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям (заданным критериям). Тогда целесообразность его использования очевидна.

2. Нет ни одного метода, который бы в полной мере отвечал заданным критериям. В этом случае студенту необходимо либо выбрать наиболее соответствующий метод и адаптировать его к решаемой задаче, дополнив его собственными элементами, либо отказаться от его использования. Дополняющие элементы могут быть взяты из других методов (методик) и встроены в выбранный.

3. Ни один из отобранных для решения задачи методов не удовлетворяет заданным требованиям (критериям) и нет возможности его адаптировать к процессу разработки управленческого решения. В этом случае студент должен в проектной части КП разработать свой оригинальный метод решения.

В случае, когда имеет место вторая и третья ситуации, в научно-методической части дается только общий контур необходимых доработок (корректировок). Детальная проработка этого вопроса осуществляется в проектной части.

Сравнительный анализ методов, используемых для решения выбранной задачи, может осуществляться различными способами: по максимальному числу критериев отбора и характеристик метода, по максимальному числу оценочных баллов, по экспертным оценкам и др. Рассмотрим более подробно с методической точки зрения суть некоторых из этих способов.

1 способ. По максимальному числу совпадений признаков.

Сравнение заданных критериев с характеристиками каждого из методов и выбор тех методов, которые имеют наибольшее число совпадений (таблица 8). Этот способ рекомендуется использовать, если все критерии равно приоритетны.

Таблица 8 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи

№ п.п.

Заданные критерии оценки

 

Соответствие анализируемого метода заданным критериям

Метод 1 Метод 2 Метод n
1 Возможность получения оптимального решения да да нет
2 Наличие необходимых для решения задачи данных нет да да

Итого число совпадений

5 3 7

  В нашем примере наибольшее число совпадений у метода n (смотри таблицу 8), следовательно, этот метод в наибольшей степени соответствует заданным критериям, которые должны быть учтены при решении выбранной задачи.

2 способ. По балльной оценке.

Присвоение каждому критерию соответствующей балльной оценки, характеризующей тот или иной признак анализируемого метода (таблица 9) с последующим суммированием этих оценок (таблица 10). Выбираются те методы, которые набрали наибольшее число баллов. В этом случае появляется возможность отдать предпочтение тем или иным критериям, которые могут являться определяющими с точки зрения лица, принимающего решение, поскольку присваиваемая балльная оценка обусловливается значимостью признака, выбранного в качестве критериального. Используемые балльные оценки имеют численные значения, которые устанавливаются самим проектантом. Интервал их разброса должен соответствовать разбросу предпочтительностей выбранных критериев отбора, так как в противном случае оценка методов может исказиться. Поэтому этот интервал должен быть аргументирован проектантом.

  Рассматриваемые оценки могут выражаться как целыми, так и дробными числами. Процедура оценки аналогична предыдущей, но отбор методов осуществляется не по числу совпадений, а по итоговой балльной оценке каждого из них. Этот метод позволяет подойти дифференцированно к оценке выделенных критериев с точки зрения их привлекательности при решении конкретной задачи.

Таблица 9 - Балльные оценки по критериям отбора

Наименование критерия Возможность получения оптимального решения Наличие необходимых для решения задачи данных
Балльная оценка 3 1,2

 

Таблица 10 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи на базе балльных оценок

№ п.п.

Заданные критерии оценки

 

Соответствие анализируемого метода заданным критериям

Метод 1 Метод 2 Метод n
1 Возможность получения оптимального решения 3 3 -
2 Наличие необходимых для решения задачи данных - 1,2 1,2

Итого число баллов

9,5 16,1 10,8

 

В нашем примере по итоговой оценке выбирается метод 2.

3 способ. По скорректированной балльной оценке.

Используемый корректирующий коэффициент характеризует степень предпочтительности того или иного критерия оценки рассматриваемого метода. При этом соответствие анализируемого метода заданным критериям должно оцениваться численными значениями, например, при соответствии – 1, при несоответствии – 0 (в отличие от таблицы 8, в которой можно использовать качественные характеристики степени соответствия – «да», «нет»). Корректирующий коэффициент (графа 3 таблицы 11) в зависимости от степени приоритетности того или иного критерия (например, по оценке проектанта) может выражаться как целым (например: 1; 2; 2; 3; 1 и т.д.), так и дробным числом (например: 1,0; 1,2; 2,0; 1,3 и т.д.). Равноприоритетные критерии должны иметь одинаковый корректирующий коэффициент. Число баллов по каждому критерию в привязке к конкретному методу определяется как произведение оценки соответствия анализируемого метода заданному критерию (1 или 0) на корректирующий коэффициент. Например, если оценка соответствия равна 1, а корректирующий коэффициент равен 3, то в графу «оценка соответствия» ставится произведение 1*3=3 (таблица 11).

Таблица 11 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом скорректированной балльной оценки

№ п.п.

Заданные критерии оценки

Кор-рект.

коэф-т

Оценка соответствия анализируемого метода заданному критерию

Метод 1 Метод 2 Метод n
1 2 3 4 5 n
1 Возможность получения оптимального решения 2 1*2=2   0*2=0     … 1*2=2
2 Наличие необходимых для решения задачи данных 1 1*1=1 0*1=0     … 0*1=0

Итоговая оценка

7 5 3

 

  Выбираем метод, имеющий наибольшее число баллов – метод1.

  4 способ. На базе экспертных оценок.

  В этом случае, используя ранее приведенные таблицы 8, 10 и 11, можно построить таблицу экспертных оценок, в которую будут заноситься оценки экспертов по каждому методу в разрезе каждого из критериев или по методу в целом (таблица 12). В качестве экспертов можно использовать авторов специальной литературы со ссылкой на источник с указанием страницы. Экспертную оценку может дать и сам проектант (с ее обоснованием) или руководитель курсового проекта.

Таблица 12 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом экспертных оценок

№ п.п.

Экперт

Источник

Эксперная оценка метода

Метод 1 Метод 2 Метод n
1 Иванов П.С. {3 стр.12} 25 26 21
2 20 30 26

Итого число баллов

120 130 115

 

   Выбираем метод, набравший наибольшее число баллов,– метод 2.

 

Выбор метода для разработки проекта

сокращения транспортных маршрутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линейное программирование

 

"центр тяжести"

 

просчет альтернативных решений

Этапы:

 

Этапы:

 

Этапы:

1. Сбор информации о топологии местности

2. Создание программного продукта для ЭВМ или точного алгоритма расчета

3. Расчет каждого оптимального пути движения на основе алгоритма (программы)

 

1. Сбор информации о заказах, топологии местности и расположении заказчиков.

2. Выявление "центров тяжести"

3. Выбор оптимального маршрута на основании "центров тяжести"

 

1. Создание программного продукта для ЭВМ или детального алгоритма действий

2. Ввод в систему всех вариантов решения

3. Выбор оптимального маршрута на основе выходных данных

                   

Научно-методическая часть заканчивается выбором одного или нескольких методов решения задачи. Если выбрано несколько методов, то строится дерево решений, в котором на логическом уровне (в словесной интерпретации) с учетом возможных рисков определяется наиболее предпочтительный из них. Пример дерева решений дан на рисунке 7.

Рисунок 7 - Дерево решений

В дальнейшем выбранный метод используется в проектной части КП при построении модели решения задачи.

 

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

  В этой части курсового проекта разрабатывается управленческое решение по той конкретной задаче, которая была выбрана в аналитической части проекта. 

Прежде всего, должна быть четко сформулирована решаемая задача, например:

· разработать модель решения задачи формирования производственной программы вновь созданного механо-сборочного цеха;

· выбрать оптимальный вариант капиталовложений в реконструкцию организации;

· разработать эффективную модель оценки профес­сиональной пригодности персонала организации для включения работников во временные трудовые коллективы, работающие над созданием крупных инновационных (инвестиционных) проектов;

·  построить график освоения производства нового изделия;

· минимизировать время разработки проекта освоения нового рынка;

· сформировать оптимальный график выполнения НИОКР в НИИ «Полет» и т.п.

От правильности фор­мулировки задачи зависит эффективность разработанного управленческого решения.

Далее по сформулированной задаче необходимо выполнить следующие процедуры:

1. Раскрыть ее организационно-экономическую сущность.

2. Разработать модель ее решения.

3. Построить дерево решений - альтернативных вариантов реализации модели на его основе выбрать наиболее предпочтительный для организации вариант, руководствуясь методикой, изложенной в научно-методической части данных «Методических указаний…».*

4. Разработать алгоритм решения задачи на базе пунктов 2 и 3.

Рассмотрим подробнее состав и содержание каждой из процедур, перечисленных выше.

2.4.1. Организационно-экономическая сущность задачи. Организационно-экономическая сущность задачивключает:

1) формулирование цели решения задачи – определение конечного результата реализации управленческого решения, принимаемого по данной задаче. Например, для задачи разработки графика освоения производства нового изделия целью будет построение такого графика, который обеспечит минимальный цикл освоения нового изделия за счет оптимальной очередности обработки в производстве деталей и узлов изделия, или (и) при максимальной загрузке оборудования, или (и) при минимальном уровне оборотных заделов и т.п.

2) определение объекта (круга объектов), для которого решается задача (разрабатывается данное управленческое решение).

 

 _____________________

* Примечание: если методы решения поставленной конкретной задачи были выбраны в научно-методической части КП, то в проектной части эта работа не выполняется.

 

Например:

· собственное производство - для задачи разработки графика освоения производства нового изделия;

· ресурсы, используемые организацией для создания продукта,  – для задачи планированияпотребности организации в ресурсах  и т.п.

3) определение места этой задачи в системе управления организацией, которое можно характеризовать либо с помощью схемы, отражающей организационно-экономические связи (функциональные, информационные, методические и др.), либо в текстовом изложении;

4) определение круга объектов, для которых предназначены результаты разрабатываемого управ­ленческого решения;

5) определение особенностей решения задачи: тип решаемой задачи – вариантная оптимизационная или прямого счета, одно- или многокритериальная; частота решения задачи; ограничительные, дополнительные условия и т.п. При этом следует иметь в виду, что чем более подробно и всесторонне характеризованы особенности решаемой задачи, тем легче будет построить модель и выбрать необходимый для ее решения инструментарий (используемые методы, приемы, процедуры и т.п.);

6) общая характеристика методов, методик или их элементов, используемых для разработки управленческого решения по данной задаче. В случае, когда сравнительный анализ и выбор методов решения задачи был уже сделан в научно-методической части, то в организационно-экономической следует только упомянуть особенности выбранных методов решения, чтобы в полной мере это учесть при разработке управленческого решения; в противном случае в этом пункте организационно-экономической сущности задачи должна быть выполнена сравнительная оценка методов в полном объеме;

  7) характеристика или описание информационного обеспечения - входной и выходной информации. При этом особое внимание следует уделить описанию методов организа­ции сбора, передачи, накопления и обработки данных, проверке их достоверности, форм представления и используемых коммуникаций;

  8) временные ограничения на разработку управленческого решения и выдачу выход­ных данных;

  9) организация разработки управленческого решения: управленческое решение может разрабатываться как одним лицом, принимающим решение (ЛПР), так и целым коллективом. Существенное значение при проработке этого элемента имеет описание разделения работ по отдельным исполнителям, в частности, подготовка исходных данных, выработка альтернативных вариантов решения, условия приня­тия управленческого решения, построение модели, разработка алгоритма и т.п.

Качественное описание организационно-экономической сущности задачи играет важную роль в разработке управленческого решения. В качестве аргументации этого положения рассмотрим следующий пример. Необходимо решить две задачи:

1) проанализировать использование рабочего времени персоналом организации;

2) определить величину потерь рабочего времени персонала.

Отметим, что объект анализа в обоих случаях один - табели отработанного времени, служебные записки и т.д. Однако ме­тоды и цели анализа различны, а, следовательно, будут различны и результаты. Небрежность описания организационно-экономической сущности решаемой задачи может привести к разработке неверного управленческого решения, реализация которого может обусловить существенные потери.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: