Российская государственность в период становления абсолютизма

Начало становления московской государственности относится к 1261 г., когда Москва и прилегающие к ней территории были отданы в удельное княжение Даниилу (1261–1303), младшему сыну Александра Невского. Во время его малолетства Московское княжество управлялось тиунами великого князя Владимирского Ярослава. Старший сын Даниила, Юрий в 1318 г. получил ярлык на великое княжение Владимирское, утраченное после его убийства в Орде в 1325 г. В 1328 г. младший сын Даниила, князь Московский Иван Калита становится великим князем Владимирским, а в 1332 г. — великим князем «надо всею Русскою землею». Дальнейший процесс становления русской государственности и развития системы управления связан с усилением Московского княжества. Возвышению Москвы способствовал ряд обстоятельств. Как представляется, важнейшей и основной предпосылкой этого процесса стала дальновидная, стратегически правильная политика московских князей, начиная с Ивана Калиты (1325–1340), направленная на обеспечение мира с Золотой Ордой, способствовавшая постепенному наращиванию экономического и военного потенциала княжества. Второе обстоятельство — перенос митрополичьего двора из Владимира в Москву; это сделало город духовным центром русских земель, а князья получили мощное идеологическое оружие. Третья предпосылка — политика исключительной веро- и национальной терпимости. В ХIV в. после принятия ислама в Орде и католичества в Великом княжестве Литовском значительная часть наиболее вольнолюбивых, смелых, предприимчивых представителей их знати бежала в Москву, создав новую генерацию феодальной аристократии. И наконец, выгодное географическое и экономическое положение Москвы. В конце ХV в. единое государство не только было создано, но и стало независимым. Складывание русского централизованного государства, как уже отмечалось, имело ярко выраженную специфику. Доминирующим в этом процессе был внешнеполитический фактор — получение и укрепление независимости, противостояние Золотой Орде и Великому княжеству Литовскому. Внутренние, социально-экономические, факторы были недостаточно зрелыми, что в конечном счете привело к изменению типа феодального развития страны. Социальное и правовое положение различных категорий русского общества к концу ХV в. принципиальных изменений не претерпело. В Судебнике 1497 г. появляются два новых положения: разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому только в Юрьев день и появление кабального холопства — вида личной ненаследственной зависимости, оформлявшейся в виде договора. Во второй половине ХIII в. на северо-востоке Руси продолжало активно функционировать вече как высший орган государственной власти. Неизменной оставалась и сфера компетенции народных собраний, хотя деятельность веча сместилась в сторону борьбы с монгольским игом. В ХIV — первой половине ХV в. в Московском княжестве вечевые собрания имели иную социальную и политическую окраску — это были вечевые сходки непривилегированного населения в экстремальных ситуациях: такими были вече в Москве в 1382 г. в отсутствие Дмитрия Донского и в 1445 г. в отсутствие Василия II. К концу ХV в. некогда важный орган управления — вече — навсегда исчезает. Превалирующей тенденцией развития Московского государства являлось усиление авторитарной власти великих князей и перерастание ее в самодержавную монархию. Начиная с Ивана Калиты они именуются великими князьями всея Руси. Иван III (1462–1505) получил титул великого государя, а в ряде документов называл себя царем. Небезызвестный Иосиф Волоцкий создал теорию «божественного» происхождения власти московских князей, что способствовало росту их престижа и авторитета. В Судебнике 1497 г. воля и желание государя определяются как важнейший источник права Руси. Власть московских князей переходила по наследству (с ХII в. родовое старшинство было заменено семейным). Меняются регалии княжеской власти: короной становится «шапка Мономаха», по преданию, подаренная византийскими императорами Василием II и Константином IХ великому Киевскому князю Владимиру (в действительности она была подарена Ивану Калите ханом Узбеком). В 1472 г. после заключения брака Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог византийский герб — двуглавый орел — вводится в государственную символику. Затем двуглавый орел появляется на печатях. Московские князья вначале возглавляли сложную иерархию феодалов из числа великих князей (рязанских, ростовских, тверских), удельных князей и бояр, узаконенную договорными и жалованными грамотами, устанавливавшими различную степень вассальной зависимости. К концу ХV в. эти вассалы в основном превратились в подданных московских князей, став фактически служилым сословием. Усиливается значение постоянно действующей Боярской думы. Состав, права и компетенция Думы не были четко определены, хотя по Судебнику 1497 г. ее приговоры (решения) получили силу закона. В начале ХV в. в Думу входило 10–15 чел., в конце века — 18–20 чел. В составе Думы были бояре (10–12 чел.), окольничие (5–6 чел.), введенные дьяки (позже они стали называться думными). Основу Думы составляли большие, позже — введенные бояре, представители высшего слоя бояр, имеющие в кормлении города и волости, выполняющие наиболее важные поручения князя.Остальной состав Думы комплектовался из числа высших должностных лиц, важнейшим из которых являлся тысяцкий. Должность эта была наследственной, занимали ее представители богатейших и древнейших боярских родов. Тысяцкий не только руководил городским ополчением и вооруженными силами в мирное время, но и отвечал за распределение повинностей, торговый суд, подписывал княжеские договоры. Эта должность после смерти последнего тысяцкого Василия Вельяминова в 1373 г. была упразднена Дмитрием Донским, поскольку именно тысяцкие, используя свое могущество, стали препятствовать росту власти великого князя. Уничтожение сана тысяцкого было закреплено в 1379 г. публичной казнью в Москве сына покойного Вельяминова — Ивана.В Думу входил окольничий — ближайший советник и исполнитель поручений князя. Судя по документам, окольничий в военных походах выполнял личные приказы государя и являлся его доверенным лицом. Следующая категория думцев — путные бояре, которые руководили отдельными отраслями личного хозяйства великого князя —путями. Боярин, возглавлявший путь, получал не только право управления и суда над населением, подведомственным его пути, но и часть доходов от налогов, судебных пошлин и т.п. Каждый такой боярин имел придворную должность: сокольничий, конюший, ловчий, стольник, чашник, окольничий, дворский. В ХV в. центральный государственный аппарат еще не сложился,но уже функционировали два высших органа: Государев двор (Дворец) и Казна, впоследствии — Казенный двор. В это время завершается объединение дворов русских княжеств с двором великих князей московских. В ведении главы двора — дворского — находились все слуги князя: оружничий, ловчий, кравчий, стряпчий, рында, ясельничий и др. Двор контролировал великокняжеские земли, занимался тяжбами о земельной собственности. Для сбора разного рода податей существовал ряд чиновников — данщики, боровщики, бельщики, ямщики, бобровники, закосники, бортники и др. Казна была не только главным финансовым хранилищем, но и государственным архивом (здесь находились духовные, договорные, жалованные акты, ханские ярлыки и другие документы) и внешнеполитическим ведомством. Казначей — глава казны — выполнял и некоторые другие общегосударственные задачи: ведал ямскими, поместными, холопьими делами. В 1450 г. впервые упоминается казенный дьяк, в 1467 г. — казенный подьячий (должностные лица, ведущие делопроизводство этого органа). На Казенном дворе находился печатник — хранитель большой государственной печати. В конце ХV в. возникает приказная система. Приказы в то время —нерегулярные поручения боярам или дьякам. Эти должностные лица выполняли поставленные перед ними задачи без вспомогательного аппарата. С усложнением задач им в помощь стали даваться подьячие, собранные в избе (канцелярии). Процесс образования изб растянулся на несколько десятилетий. В 1478 г. возникает Разрядный приказ, возглавляемый дьяком с разрядом, т.е. росписью ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей. Из Разрядного выделился Поместный приказ: первый устанавливал земельное жалованье за военную службу (оклад), а второй осуществлял конкретное наделение землей. Поместный приказ вырос из должности поместного дьяка, упоминаемого в конце ХV в. В это время возникла и Оружейная палата — главный арсенал страны, ведавший изготовлением и хранением оружия. С ростом международных связей Руси создается должность посольского дьяка (1486 г.). Он выступает посредником между Боярской думой, занимающейся вместе с князем общим руководством внешней политикой, и послами, ведет дипломатическую переписку. Для работы используется аппарат Казенного двора. Ямская, или почтовая и транспортная, служба была заимствована у Орды. С образованием единого государства возросло значение ямской службы, обслуживающей иностранных послов, чиновников. При ямских дворах создавались слободы. Ямской службой заведовал ямской дьяк, который решал все административные и финансовые проблемы своего ведомства, создавал новые ямы (станции). В Судебнике 1497 г. обширная статья (30) посвящена указанию денежных сумм, которые должны тратиться при передвижении из Москвы в какой-либо населенный пункт. Это было сделано для того, чтобы избежать неурядиц и споров при выплате денег за дорогу служебным лицам, выполнявшим судебные и иные обязанности. Аппарат приказов был небольшим: в середине ХV в. он насчитывал 50 чел., к концу века — 200 чел. В административном отношении Русское государство делилось на уезды (первые уезды возникли при Василии I) — города с принадлежащими им землями. Затем уезды стали подразделяться на станы и волости. Наместники назначались великим князем из числа крупных феодалов, волостели (в станах и волостях) — часто из местных феодалов и иногда выступали самостоятельно. Названные должностные лица ведали всем управлением на местах, а также финансами и судопроизводством и служилыми людьми в городах. Они были обязаны содержать свой аппарат, имели свои военные отряды для поддержания внутреннего порядка. Административный аппарат состоял из тиунов, судей, доводчиков (лиц, осуществляющих вызов в суд) и праведчиков (судебных исполнителей). Местное управление базировалось на системе содержания, получившей название кормления, т.е. содержалось за счет населения, получая от него «корм» — натуральные и денежные поборы, судебные, торговые и иные пошлины. Были особый праздничный корм — к Рождеству Христову, Пасхе, Петрову дню, свадебный корм — выводная куница и др. В пользу наместника уплачивалась и дикая вира. Ограничение власти кормленщиков являлось составной частью мероприятий, проводимых московскими князьями для укрепления централизованного государства, и это находило широкую поддержку у дворян, черносошных (государственных) крестьян и посадских людей (горожан). Во второй половине ХV в. в городах появляются особые должностные лица — городничие, или городчики. Они занимались строительством мостов, административных зданий, укреплений. Затем они получали функции военно-административного характера. Наряду с кормлением в конце ХV в. завершается оформление второго важнейшего принципа функционирования системы управления — местничества. В.О. Ключевский дает ему следующее определение: «Это унаследованное от предков отношение по службе служилого лица и целой фамилии к другим служилым лицам и фамилиям». По-другому, это порядок назначения на военные и гражданские должности по происхождению, служебному положению предков и личным заслугам. Позже утверждение этого принципа потребовало создания специальных родословных — родословных столбцов, чтобы легитимно определять иерархическое место каждого служилого человека. Важнейшим этапом развития Русской православной церкви можно считать ХV в. В 1439 г. во Флоренции состоялся Собор высших иерархов католической и православной церкви, на котором было принято решение о церковной унии. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности. Великий князь Василий II и русское духовенство отказались признать унию. Исидор был низложен, и в 1448 г. на Поместном соборе (съезде служителей автокефальной (независимой) православной церкви) митрополитом избрали рязанского епископа Иону, русская церковь стала автокефальной. В 1459 г. Канонические пределы московской митрополии совпали с политическими границами Русского государства, что обусловило превращение русской церкви в государственно-национальную. Московская митрополия делилась на девять епархий. Церковь стала крупнейшим вотчинным собственником, создала свою систему управления и право (Кормчая книга, Правосудье митрополичье и др.), под юрисдикцию которого попадали все проживающие на церковных землях. Основу вооруженных сил страны составляли поместные войска, укомплектованные владельцами поместий — участков земли. Термин поместье впервые использовался в Судебнике 1497 г., он употреблялся для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы, в основном военной. Объектами поместного землевладения считались не только пахотные земли, но и рыболовные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п. Каждый такой владелец был пожизненно обязан являться на службу с военными холопами, лошадьми и оружием («конно, людно и оружно»). Эти полки дополнялись земским ополчением (люди земские —черносошные (государственные) крестьяне и горожане) и даточными людьми. Даточных людей выставляли крестьяне дворцовых сел, церковных и монастырских вотчин, некоторые категории посадских людей, в том числе лица, занимающие приказные должности, и др. Во время похода войска возглавлял великий воевода. Поступления в казну состояли из прямого посошного сбора, ранее называемого данью (соха — определенное количество земли; в зависимости от качества земли делились на добрые, средние и худые). В городе соха означала разное количество дворов в зависимости от достатка. Косвенные сборы были разнообразны: кроме уже указанных, источники называют померное, роговое, искупное, порядное, венцы новоженные и др. Судопроизводство по Судебнику 1497 г. было разграничено на суд светский и церковный. Высшей судебной инстанцией считался государь, его указы являлись важнейшим источником законотворчества. Важнейшие уголовные и политические процессы рассматривались Боярской думой. Судебные органы делились на государственные и вотчинные. На местах судили кормленщики: наместники и волостели, как сказано в Судебнике, «бояре и окольничьи». В суде обязательно должны были присутствовать дьяк и представители «лучших людей» — сотские, староста и др. В вотчинном суде также присутствовал дворский. Церковный суд вершился духовными иерархами на основе духовного права: Кормчей книги, Правды митрополичьей. Высшей инстанцией этого суда был митрополит. Рубежным этапом в борьбе старых традиций народовластия и новых, усиливающих авторитарную власть великих московских князей, стала феодальная война 1425–1451 гг. Победа в войне Василия II ускорила процесс становления великокняжеской власти, но он все же затянулся на десятилетия. Однако доминанта развития русской государственности и системы управления к концу века окончательно определилась. В январе 1547 г. великий государь Иван IV официально венчался на царство и принял титул царя (ранее на Руси подобный титул относили к базилевсам Византийской империи и ханам Золотой Орды). Обряд принятия титула проходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Царя стали считать наместником Бога на земле. Он вступал в свои права через особый обряд, обладал особыми знаками власти, его особа была священна. В глазах народа царь получил высшую санкцию на власть. Произошло освящение светской власти, уподобление земного царя царю небесному. С принятием нового титула произошел переход от вассалитета к подданству — министериалитету: все подданные независимо от социального статуса находились в одинаково подчиненном положении по отношению к царю. Это нашло отражение в знаменитой формуле Ивана IV: «Жаловать своих холопов вольны и казнить вольны же». Царь обладал всеми высшими полномочиями государственной власти: законодательной, судебной, исполнительной, военной. Важнейшим государственным органом управления по-прежнему являлась Боярская дума. Численность Думы в ХVI в. становится определеннее, при Василии III составляются списки ее членов. В начале ХVI в. в составе Думы было 23 боярина, 6 окольничих, 1 дворецкий, 1 казначей. При Иване Грозном резко уменьшилось число бояр и увеличилась «худородная» часть Думы: 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей и 8 думных дворян (бывшие дети боярские). К концу века общая численность Думы достигла 30 чел. Новыми членами Думы стали думные дьяки, что было связано и с усложнением рассматриваемых проблем, и с усилением делопроизводства. Часть дел, связанных с деятельностью Посольского, Разрядного, Поместного и других приказов, поручалась дьякам; официально они не являлись членами Думы, но правом голоса обладали. Обычно думных дьяков было три или четыре. В особо важных случаях в состав Думы входил Освященный собор — митрополит с епископами, что определялось необходимостью решения проблем, находившихся на стыке государственных и церковных интересов. Вел Думу царь, но его присутствие было необязательно. Без его участия решение могло быть окончательным либо им утверждалось. По крайней мере, два типа решений нуждались в обязательном утверждении царя: местнические дела и наказания за тяжкие преступления. При всем обширном круге вопросов, рассматриваемых Думой, главным стало законотворчество. В Судебнике 1550 г. указывалось, что все новые законы нуждаются в утверждении Боярской думой. Каждый новый закон имел преамбулу: «Царь указал, а бояре приговорили…». Сведений о том, что Дума являлась ареной политической борьбы, не сохранилось; споры, естественно, были, но о деле, а не о власти. Понятно и другое — в среде Думы выделялся узкий круг опытных администраторов, блестящих полководцев, искусных дипломатов и, наконец, близких и преданных царю людей. Со дня коронации Ивана IV из Думы выделяется комната, или Ближняя дума, получившая название Избранная рада. В ее состав входили князья А. Курбский (давший ей название) и Д. Курлятев, митрополит Макарий, священник Сильвестр и др. Возглавлял раду А. Адашев — глава Челобитного приказа, фактически координатор правительственной деятельности. Избранная рада явилась творцом всех крупнейших реформ Ивана IV. Наряду с Боярской думой представительным органом феодальной аристократии и администрации в ХVI в. являлся Земский собор, важнейший институт сословно-представительной монархии. В ХVI в. он созывался четыре раза. Собор созывался по решению царя, в грамотах определялись его численность и социальный состав. Сохранились протоколы двух соборов — 1566 и 1598 гг., на первом присутствовали 374 члена, на втором — 512. Не возбранялась посылка на собор большего количества представителей, посылка меньшего числа считалась нарушением. Например, на собор 1598 г. планировалось послать 474 участника, собралось 512. Присутствовали в полном составе Боярская дума, руководители приказов, Освященный собор, руководство посадского населения. Выборными были 40 дворян и 33 представителя городского населения, но и они присылались на собор по должности или чину, т.е. перед нами руководители всех звеньев управления. На общем собрании участников собора царь или патриарх зачитывал документ, в котором излагались обсуждаемые вопросы. Собор делился на статьи (сословные категории), члены которых после об-суждения подавали письменное мнение. Боярская дума суммировала мнения, царь утверждал соборный приговор. Собор заседал до тех пор, пока не заканчивал обсуждение вопросов. Судебник 1550 г. не определял легитимности подобных решений, но поскольку последней процедурой было соборное крестоцелование, это означало обязательство исполнять соборный приговор, что имело юридическое значение. Окончательно сложилась система приказов. Теперь приказы функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и многочисленным административным аппаратом. К концу ХVI в. эта система охватила все сферы государственного и царского управления. Все приказы можно условно разделить на три типа: 1) общегосударственные отраслевые; 2) территориальные; 3) дворцовые. В отраслевых приказах ведущее место занимали военные. В 1531 г. появился Разрядный приказ. В его функции входили комплектование, учет поместных войск, распределение денежных и земельных окладов.Из Разрядного приказа после указа от 20 сентября 1555 г. вырос Поместный приказ. Разрядный приказ определял статью верстания (определение разряда земельного и денежного жалованья), после чего направлял отписку (решение) в Поместный приказ о выделении новику (новобранцу) установленного количества земли. После выделения оклада списки вносились в даточные книги с обозначением размеров поместий. Основная окладная единица — 150 десятин земли, с большего количества вотчинники и помещики выставляли соразмерное количество вооруженных людей. В зависимости от присваиваемого чина служилый получал оклад, в зависимости от продолжительности и исправности службы — придачу. В компетенцию Поместного приказа входили также составление всех учетных документов, выдача жалованных грамот, тяжбы по земельным вопросам. Владельцы вотчин и поместий именовались служилыми по отечеству, их служба была наследственной. В 1555 г. учредили новую категорию — служилые по прибору, получавшие за службу денежную и натуральную оплату. С их появлением связано создание новых приказов. В 1571 г. был сформирован Стрелецкий приказ, руководивший новыми регулярными стрелецкими полками, созданными на базе отрядов пищальников. С 1577 г. действовал Пушкарский приказ, в ведении которого находилась выделенная в особый вид войск артиллерия (наряд). Кроме того, вместе с Приказом каменных дел (учрежден в 1584 г.) Пушкарский приказ занимался строительством укреплений, военно-инженерных сооружений. Арсеналом государства был Оружейный приказ, изготовлением холодного и огнестрельного оружия занимался Бронный приказ (1573 г.). Огромную роль в управлении страной по-прежнему играл Казенный приказ, формально образованный в 1512 г. Усложнение системы международных отношений привело к созданию Посольского приказа, который вел дипломатическую переписку, организовывал прием посольств, переговоры. Расширение почтовой и транспортной службы способствовало созданию в 1574 г. Ямского приказа.Задачи фискального характера выполнял Приказ большого прихода. Он занимался сбором общегосударственных прямых и косвенных налогов. Приказ большой казны, сформированный во время царствования Ивана Грозного, занимался сбором доходов с тех уездов, которые не были подчинены другим приказам, в его ведении находились все корпорации купцов. Охраной правопорядка и судопроизводством занимались Разбойный, Земский, Холопий приказы. Разбойный приказ не только отвечал за розыск, поимку и наказание преступников, но и утверждал и контролировал деятельность уездных органов (губных старост). Земский приказ (1654 г.) имел более обширные, чем ранее, функции, но только на территории Москвы: охрана городского порядка, тушение пожаров, благоустройство, борьба с кормчеством, распутством, азартными играми. Холопий приказ (1571 г.) ведал судом кабальных холопов, организовывал вместе с местными властями розыск беглых. Контрольные, а позже и кассационные судебные функции выпол-нял Челобитный приказ, учрежденный в 1550 г. В этот приказ поступали и рассматривались в нем все жалобы на имя царя. К территориальным приказам, образованным в основном в 1590-е гг., относились Владимирский, Галицкий, Московский, Димитровский, Костромской, Новгородский, Казанский. В их компетенциювходили сбор налогов, управление и судопроизводство в отношении служилых людей.В системе дворцовых приказов важную роль играл Приказ большого дворца. Функциональные обязанности его заключались в обеспечении всем необходимым царского двора и контроля за личной казной государя. Кроме того, этому приказу подчинялись Житный, Хлебный, Сытный и Кормовой приказы. В 1548 г. возник Конюшенный приказ, занимавшийся комплектованием конных войск, поставкой лошадей в дворянскую конницу и т.п.Обязанности приказов не были четко регламентированы, судебная власть не отделялась от административной. Расширение системы управления способствовало регламентации служебной иерархии служилых людей. В ХVI в. существовали три группы чинов: 1) чины думные — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки; 2) чины служилые московские — стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы; 3) чины городовые (уездные) — дворяне выборные, дети боярские дворовые и дети боярские городовые. Важнейшим принципом получения чинов и должностей являлось местничество. Объектом повышенного внимания государственных органов в ХVI в. были вооруженные силы. Основу войск составляли служилые по отечеству. Уложение о службе 1556 г. регламентировало воинскую повинность вотчинников и дворян в зависимости от количества и качества полученной ими земли. С созданием стрелецких полков (регулярных войсковых соединений, оснащенных огнестрельным оружием) выросла численность служилых по прибору. К ним нужно добавить артиллеристов, обслуживающий персонал, иностранных наемников. Укреплению границы способствовало создание черт — цепи городов, укреплений, засек. Разведывательные функции выполняли сторожевая и станичная службы. Важнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало учреждение в 1589 г. в Москве патриаршества. В 1591 г. это решение было утверждено специальной грамотой, подписанной 3 патриархами и 42 митрополитами. Московский патриарх по рангу был на ступень ниже партиарха Иерусалимского. Высшим органом управления церкви оставался Поместный собор, для решения богословских и церковно-политических вопросов созывался Вселенский собор. Временные кардинальные изменения в систему управления внесла опричнина. Верховная власть принадлежала царю, который опирался на особый двор с особыми боярами, дворецким, казначеем и т.д. Функционировала опричная дума, руководившая опричными приказами и опричным войском. Все земли, не вошедшие в состав опричнины, назывались земщиной. Последствием опричнины стали глубокий социально-экономический и духовный кризис, переросший после кончины последнего правителя из династии Рюриковичей — бездетного Федора Ивановича — в смуту начала XVII в. Власть в стране перешла к царскому шурину Борису Годунову (1587–1605), избранному Земским собором. Лишенный должного авторитета в глазах населения, Годунов столкнулся с сопротивлением боярства, расстройством аппарата управления, нуждавшегося в сильном правителе, и неприятием его народом. В разгар войны Годунов умирает, высшая знать свергает его сына и преемника Федора Борисовича (1605), и царем становится Лжедмитрий I (1605–1606). Лжедмитрий пытался ориентироваться на европейские образцы государственного управления и во многом предугадал позднейшие замыслы Петра I. Но он не был принят боярством, державшимся за устоявшиеся традиции местничества, всевластия феодальной аристократии. В результате заговора Лжедмитрий был убит, и трон занял ставленник боярской знати Василий Шуйский (1606–1610), не имевший сил и желания противостоять дальнейшему распаду государства. Вскоре бояре свергли Василия Шуйского и после короткого правления Семибоярщины во главе с Ф.И. Мстиславским (1610) признали царем Владислава Польского (1610–1612), сына польского короля Сигизмунда. Фактически Русь утратила государственную независимость, но это не привело, как надеялись бояре, к стабилизации общественного управления. Поляки были не в состоянии восстановить систему государственного управления в стране, а потому против них поднялось народное ополчение во главе с Д.И. Пожарским (1612–1613), которое и объединило Русь, покончив со Смутой. Восстановление государственного единства и независимости Руси было связано с избранием Земским собором нового царя и новой правящей династии в его лице. Михаил Федорович Романов (1613–1645) стал компромиссной фигурой, способной примирить все противостоящие силы, так как представители каждой из них могли надеяться при нем на выдвижение. В начале правления Романовых новая власть опиралась на земские соборы, которые заседали практически непрерывно (1613–1615,1616–1619, 1620–1622). Высший представительный орган страны занимался формированием законодательства, изысканием средств в казну, церковными и иностранными делами. При Алексее Михайловиче роль земских соборов значительно уменьшилась, и после 1653 г.они уже не созывались. Снизилось и влияние Боярской думы. Со временем она перестала быть регулярно действующим органом и собиралась редко. Ее место заняла подконтрольная царю Ближняя дума. Так произошел постепенный отказ от сословно-представительного характера русской монархии, на который были вынуждены согласиться Романовы при воцарении, возобновилось прерванное Смутой движение к абсолютизму. Монарх приобрел право издавать законы, что ранее считалось прерогативой соборов и думы. Уничтожалось местничество, была проведена реформа православной церкви, вызвавшая религиозный раскол. Конфликт духовной и светской власти в борьбе за гегемонию завершился поражением патриарха, государство начало захватывать контроль над церковью. В 1654 г. Алексей Михайлович создает Приказ тайных дел, который сам и возглавляет. Этот приказ становится личной канцелярией царя для контроля над другими приказами и принятия ключевых решений в обход Боярской думы, которая могла их блокировать. Система государственного управления сохраняла значительные пережитки старины, замедлявшие поступательное развитие государства и снижавшие его военный и экономический потенциал. Начиная со второй половины XVII в. Россия вступила в период системного кризиса, означавшего, что возможности развития в рамках традиционализма исчерпаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: