double arrow

Управление в славянском обществе накануне образования государства


Ко времени образования первого раннефеодального государства —Киевской Руси — славянское общество и его система управления прошли длительную и сложную эволюцию. Славянское государство зарождалось в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения здесь, в отличие от Западной Европы, складывались бессинтезным, а потому замедленным путем, с крайне слабым влиянием на систему управления и права. Поскольку славяне, как представляется, являлись мигрантами, в процессе движения на восток они сливались с разноэтничным местным населением (иранскими, угро-финскими, балтийскими, тюркскими племенами), в результате чего вырабатывались те черты социальной организации и управления, которые определяли в известной степени специфику эволюции славянского общества. Ранние восточно-славянские объединения в «Повести временных лет» племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует. В древнерусской летописи речь идет не о племенах, а о союзах племен. Это были объединения предгосударственного порядка, вероятно союз близкородственных племен. Они занимали определенную территорию, имели переходные к политическому объединению раннеклассового общества черты. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования — союзы союзов. В арабских источниках содержатся сведения об образовании в VIII–IХ вв. на территории, занимаемой славянскими племенами, трех протогосударственных объединений: Куябы, Славии и Артании. Куяба, по-видимому, была политическим объединением южной группы славянских племен во главе с полянами и центром в Киеве; Славия — объединением северной группы славян во главе с новгородскими словенами; Артания, скорее всего,— объединением юго-восточной группы славянских племен, может быть вятичей, с центром в Рязани. Общественные отношения славян в указанное время представляли собой переходный тип между организацией общества, которую Ф. Энгельс назвал военной демократией, и феодальным строем, внутри которого эксплуататорские отношения еще в значительной степени скрываются под патриархально-родовой формой. В военной демократии создаются все предпосылки возникновения государства. Ее признаками являются: равенство всех свободных членов общества перед законом, что зафиксировано в архаичном кодексе обычного права (Закон Русский), участие всех мужчин племенных союзов в решении важнейших проблем, особая роль народного собрания (вече) как высшего органа управления и судебной власти, всеобщее вооружение свободного населения (народное ополчение). Развитие государственности у восточных славян сопровождалось разложением кровнородственных, родоплеменных отношений. Они заменялись территориальными и военными связями. Основную массу населения составляли свободные общинники (люди), жившие в сельских территориальных (соседских) общинах —вервях. Наряду со свободными общинниками были и смерды — полусвободное население, скорее всего княжеские данники или живущие на землях князя и несущие в его пользу повинности. В свою очередь, города как экономические центры, согласно новейшим исследованиям, на Руси до конца Х в. не существовали. Древнерусский термин град означал укрепление, которое являлось центром группы сельских общин, но не соответствовало современному понятию «город». Следовательно, и термином «старцы градские» именовалось не наиболее зажиточное население ремесленной части города, а представители старой родоплеменной знати. В ходе дальнейшего становления городов как не только военно-административных, но главным образом торгово-ремесленных центров появляется термин мир — городская самоуправляемая община. В IХ в. завершается процесс выделения и обособления знати —господствующего социального слоя. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда, что создавало возможность получения продукта, достаточного для содержания знати. Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вожди племен, жрецы). Однако основу господствующего социального строя составила новая, военно-служилая, знать — княжья дружина. Дружинный строй существовал у славян уже в VI–VII вв., а в IХ в. выдвинулся на ведущие позиции. Вплоть до образования Древнерусского государства важнейшим органом управления и сельской общиной и городом было народное собрание — вече (старославян. вет — совет). В Лаврентьевской летописи подчеркивалась изначальность обычая собираться на вече у смолян, киевлян, полочан и др.  Постоянное место деятельности веча называлось копищем. Обсуждение и решение дел проходили под открытым небом. На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры должностных лиц (князей, посадников), вершилось судопроизводство, рассматривались вопросы поземельной собственности и многое другое, что составляло повседневную жизнь славянского общества. Состав веча менялся: если сначала в нем принимали участие все свободные мужчины-воины, то в IХ в. — в основном владельцы домов (обчие мужи). Мужчины, не имеющие самостоятельных хозяйств, и женщины приглашались на вече только в качестве свидетелей при рассмотрении судебных дел. При вынесении решения руководствовались не писаным законом,а сводом обычного (основанного на древних обычаях) права, получившего название Закон Русский. Особым уважением на вечевых собраниях пользовалось мнение людей старшего возраста. Обычай требовал, чтобы решение веча было единогласным. Меньшинство должно было подчиниться большинству. При отсутствии явного большинства (что определялось криком) две разделившиеся во взглядах части веча могли очень долго спорить, зачастую спор завершался дракой. Тогда вече могло не вынести никакого решения либо большинство все же навязывало свое мнение меньшинству. Председательствовал на вече обычно или старейшина, или наиболее уважаемый волхв. Вторым важнейшим элементом управления был совет старейшин. Старейшины выступали как советники князя при принятии наиболее значимых решений — по вопросам религии, поддержания порядка, войны и мира. Они говорили от имени всего населения, их мнение опиралось на традиции и память предков. Во время войн враги уничтожали их первыми, поскольку в глазах общества они олицетворяли силу и удачу племени или союза племен. Первоначально все должностные лица, ставшие новой знатью, выбирались всенародно — вечем. Верхушку такой знати составляли князья. «Князь» — старославянское слово, синоним древнегерманских терминов «кунинг», или «конунг» (король), и «рекс» (означает примерно то же). Избираемый вечем вождь выполнял роль временного предводителя народного ополчения в военном походе. Князья возглавляли племенные союзы — протогосударственные объединения. Традиционно князь наделялся сакральными чертами, магической силой, от которой зависели само существование союза, успех и удача в военных походах. Князь избирался, но власть, полученная путем убийства предшественника, считалась законной, поскольку его сила переходила к убившему. Из византийских источников известно, что у восточных славян в VI–VII вв. князья являлись в основном военными предводителями, не нарушавшими прерогатив и прав веча, их войска комплектовались из всего вооруженного народа. Дружина у князей еще отсутствовала, военная добыча главным образом доставалась  воинам: ценности и пленные делились, завоеванная земля заселялась. В процессе дальнейшего развития славянских племен в IХ в. элементы народоправства постепенно изживаются. Звание «князь» становится потомственным, переходящим от отца к сыновьям.  Концентрируя в своих руках огромные материальные богатства и крупную военную силу в виде дружины, князья противопоставляют свою власть органам самоуправления и используют их в своих интересах. Князей окружают мужи. Этим термином в Древнейшей Русской Правде обозначена социальная верхушка славянского общества. Муж —по преимуществу военный человек. Группируясь вокруг князя, мужи составляли его вооруженную дружину, которую он использовал в борьбе с народовластием. Нормы обычного права, сложившиеся в обществе, изменялись применительно к новым условиям. Однако в целом Закон Русский еще действовал. Высший слой новой аристократии, наиболее опытные, старшие дружинники назывались боярами. Этот термин восходит к иранским языкам («бог» — господин, владыка). Бояре делились на два слоя: бояре по праву — потомки старой родоплеменной знати и бояре —княжьи мужи, являвшиеся приближенными князя. Низшим слоем дружинной организации была младшая (молодшая) дружина. В нее входили отроки, или гриди. Более привилегированный слой внутри младшей дружины чуть позже стал называться детские. Появление дружины знаменовало процесс феодализации славянского общества. Постепенно дружинники заменили всеобщее вооружение народа, рядовые общинники потеряли черты воинов и стали землепашцами. Затем дружина превратилась в административно-военный слой, в котором бояре выступали в качестве военачальников, а отроки — как младшие администраторы. В среде дружинной организации появилась численная — десятичная — система управления, которая постепенно превратилась в военно-административную систему. Первоначально все ее должностные лица избирались вечем и располагались по рангу в соответствии с математическим принципом. Это были тысяцкий — глава тысячи, сотский — глава сотни, десятский — глава подразделения из десяти человек. Подобная система существовала у многих варварских народов периода военной демократии. В условиях постоянных войн она была предпочтительней именно с военной точки зрения, поскольку предполагала разделение ополчения на равные по численности отряды, что облегчало планирование и проведение военных операций. Для упрощения процесса военной мобилизации подобное деление сохранялось и в мирное время. В ходе дальнейшего развития десятичная система была положена в основу и территориального деления, что было связано со сбором дани. Такая система являлась типичной для тюркоязычных народов, и, вероятнее всего, славянские племена переняли ее от гуннов. Не случайно позже армия Чингисхана была сформирована по той же десятичной системе. Можно предположить, как она была приспособлена к племенному и родовому делению славян. Видимо, племя исчислялось как тысяча, род — как сотня, семейная община — как десяток. С распадом родоплеменного строя принцип исчисления остался. Деление на десять тысяч (тьма) у славян не прижилось. Каким образом должностные лица получали свои полномочия от князя либо веча, сказать трудно. Ясно одно — доминировала тенденция постепенной концентрации власти в руках князя и его дружины. Первым государством, с которым пришлось столкнуться Руси при выходе на историческую арену, был Хазарский каганат. Этот факт необходимо учитывать, чтобы правильно понять, как шел процесс формирования и развития Русского государства. Три века существования Хазарии не могли пройти бесследно для системы управления Киевской Руси. Верховная власть у хазар принадлежала кагану, воплощавшему божественную силу (каган — первый официальный титул киевских князей, наделенный сакральными чертами; от тюрк. каган — государь, правитель). Второй по значению человек в государстве — бек, или царь, решающий вопросы войны и мира, собирающий дань, ведущий судопроизводство (воевода и позже тысяцкий в Русском государстве). Все население в Хазарии делилось на черных — несущих подати (в Русском государстве — черносошные крестьяне, черные сотни в городах) и белых, несущих только военную службу (бояре и дворяне на Руси). Местное управление осуществляли тарханы и тудуны (посадники и наместники у русских), которые не заменяли власти родоплеменной знати, а только контролировали ее. Дань, которую платили радимичи хазарам,— по шелягу, князь Олег сохранил. Киев, по мнению историков, был основан хазарами: малочисленное племя полян не могло бы основать свою столицу на границе со степью, так как город немедленно уничтожили бы кочевники. Долгое время Киев являлся хазарской крепостью. Речь не идет о полном заимствовании или копировании системы государственной власти —эти факторы необходимо учитывать при дальнейшем анализе становления и развития Киевской Руси как государства. В IХ в. у восточных славян укрепляется классовое общество и появляется государство. Судя по «Повести временных лет», в 882 г.произошло объединение двух главных политических центров восточных славян — южного (Киев) и северного (Новгород). Процесс формирования Древнерусского государства вызывал и вызывает у историков ожесточенные споры, на основе которых сложились, по крайней мере, две теории: норманнская (варяжская) и славянская (автохтонная). Хотя существуют и другие: ирано-славянская, кельтско-славянская, компромиссная (славяно-варяжская), индоиранская, хазарская. Норманнская теория приписывает основание Древнерусского государства викингам — скандинавам, которых славяне называли варягами. «Варяги» — в целом не этническое, а профессиональное наименование, относившееся в IХ–Х вв. к бандам пиратов разного этнического состава, хотя большинство их по рождению были скандинавы. Согласно летописной традиции, что подтверждается и другими источниками, варяжский конунг Рюрик (Рерик Ютландский — историческое имя) в 862 г. стал правителем Новгорода. Причем речь в летописи идет не о создании государственности, а о призвании варягов на уже существующий стол. Сторонники славянской (автохтонной) теории утверждают, что норманны не могли «экспортировать» идею государственности и государственные структуры в Восточную Европу, так как в самой Скандинавии в ту эпоху еще не завершился процесс разложения первобытнообщинных отношений и отсутствовали политические институты более совершенные, чем у восточных славян. Для нас важно не столько обобщение антинорманнской концепции и ее вариаций, сколько максимальное приближение к исторической действительности. Это позволит в дальнейшем дать обоснованный анализ развития русской государственности и системы управления. В 871 г. (т.е. еще до официально принятого образования Русского государства) Людовик Немецкий в письме к византийскому императору отмечает существование в Восточной Европе четырех каганатов: Аварского, Русского, Хазарского и Болгарского. В IХ в. формируется система эксплуатации свободного населения дружиной киевских князей путем взимания дани (полюдья). Именно полюдье, по мнению ряда авторов, является ключом к пониманию ранней русской государственности. Это ежегодный объезд киевским князем своих владений для сбора натуральной дани (пушнина, мед, воск, ткани и т.д.) с целью распределения части ее среди дружины и дальнейшего сбыта собранных ценностей в Византию и Хазарию. В Х в. возникает, а затем укрепляется домениальное (вотчинное) землевладение князей и части дружины — бояр. Рост крупного вотчинного землевладения сопровождается процессом превращения ранее свободных крестьян — общинников — в феодально зависимое население. Источники возникновения феодальной зависимости были разнообразны, и процесс этот шел в различных регионах очень неравномерно. Так, в зависимых людей обращали рабов-военнопленных: они наделялись землей и должны были нести различные повинности в пользу феодала. Интересно, что Русская Правда — основной свод письменных законов Киевской Руси — совершенно не упоминает этот источник рабства и зависимости населения. Созданная в конце IХ в. Киевская Русь была своеобразным государственным и политическим объединением; даже в середине Х в., как уже указывалось, Древнерусское государство находилось в процессе становления и не имело ни сформировавшейся княжеской династии, ни столицы, ни четкой системы управления. В русско-византийском договоре князя Игоря 944 г. называются три главные столицы — Киев, Чернигов и Переяславль, а перечисление в документе иерархии сподвижников Игоря подчеркивает отсутствие юридически закрепленной династии. Рюриковичи выделились из массы князей и получили право на киевский престол далеко не сразу. Решающими факторами этого процесса были становление новой системы управления и формирование политической и военной опоры династии — боярства. В IХ — середине Х в. Древнерусское государство, скорее всего, представляло собой своеобразную федерацию полностью зависимых и полунезависимых княжеств. Собственно русская земля непосредственно подчинялась киевскому князю, в остальных славянских землях в основном сохранились местные князья, среди которых было немало представителей старой родоплеменной знати. С этими князьями заключались договоры, носящие вассальный характер. Речь в них шла о двух важнейших условиях: праве киевского князя на полюдье и обязанности местных князей поставлять военное ополчение в случае крупных военных походов. Верховным органом власти в русских землях по-прежнему оставалось вече. В сельской местности оно было основным органом управления общиной, в каждом крупном городе для обсуждения наиболее важных вопросов созывалось свое вече. Народное собрание столицы — Киева — представляло собой высший политический институт, решения которого являлись обязательными для всех русских земель. Вече собиралось на рыночной площади по звону городского колокола или призыву глашатаев. Население пригородов имело формальное право участия в собрании, но реально этим пользовались немногие из-за удаленности и отсутствия оповещения. Состав веча изменился: право участвовать и голосовать имели мужчины — главы хозяйств и семей, допускались к участию в нем и неженатые, живущие отдельно. Инициатором созыва веча могли быть князь или группа горожан. Руководил вечем посадник, в экстремальных случаях —митрополит или епископ. Принцип принятия решений не изменился. Вече избирало князя, который подписывал с ним ряд (договор), что было обычной практикой для всех русских земель. Из всех известных в русских летописях случаев только в двух князь занял стол вопреки воле народного собрания. Вече выбирало также посадников и тысяцких (командующих городским ополчением), высших церковных иерархов. Вопросы войны и мира решались только вечем, поскольку основу вооруженных сил составляли не княжеские дружины, а народное ополчение, которое подчинялось лишь вечу. Вече решало важнейшие финансовые вопросы: сбор средств на ведение войн, расходование общественных средств, распределение земельного фонда и др. Оно было высшим судебным и законодательным органом. Органическим элементом государственного управления выступал князь, выполняющий исполнительские функции: военные, судебные, административные, дипломатические. Титул киевского князя до конца Х в. — каган, или князь князей, в дальнейшем —  великий киевский князь, хотя до середины Х в. в византийских источниках Олега и Игоря титуловали архонтом или конунгом — так обозначали правителей провинций Византии, военных командиров, чужеземных правителей и племенных вождей. Остатки старой родоплеменной и иной знати (по терминологии того времени — светлые князья, княжата, всякое княжье) к концу Х в. исчезают и в письменных источниках не фигурируют. Большая часть их слилась с новой знатью — боярством, другие погибли в борьбе с киевскими князьями. Вплоть до конца Х в. дружинный слой раннефеодального общества отличался определенной «внутрисословной демократией» и князь еще не являлся полновластным монархом. Главной его обязанностью по отношению к дружине было распределение дани. Постепенно князь не только стал предводителем дружины и народного ополчения, отвечая за все вопросы обороны, но и возглавил правосудие, законодательствующую и исполнительную власть. Русская Правда не регламентировала и не конкретизировала права и обязанности князя, как, впрочем, и всей системы управления. Престолонаследие регулировалось двумя принципами: старшинством по рождению и народным избранием. В Киевской Руси признавался родовой принцип наследования — от брата к брату или от дяди к племяннику, но с каждым новым поколением все сложнее было устанавливать генеалогическое старшинство, что чрезвычайно запутывало ситуацию. Зачастую определение генеалогического старшинства было бесполезным, поскольку это старшинство часто не совпадало с политическими реалиями. Вторым лицом в государстве после великого князя в Х в. являлся воевода, возглавляющий ополчение со всех подвластных Киеву земель. Таким воеводой при Игоре, Святославе, Ярополке был Свенельд. Договор Святослава с греками заключался от имен великого князя, Свенельда и прочих «княжей и бояр». При Владимире воеводой был Добрыня. В ХI в. функции воеводы переходят к тысяцкому. Важнейшим органом управления был совет при князе, с ХI в. получивший название Боярской думы. В IХ–ХI вв. это совещание князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати). После принятия христианства в него входили представители духовенства — митрополит, епископы, архимандриты. По мере развития феодальных отношений складывается боярство из княжих мужей и старцев градских на основе вотчинного землевладения. Бояре были вассалами князя, обязанными служить в его войске и аппарате управления, но они пользовались правом отказа, т.е. могли покинуть князя без предупреждения в любой момент. В своих владениях они являлись полными господами, пользовались многочисленными иммунитетами (служебными, фискальными), имели свои дружины. Боярская дума была существенным дополнением княжеской власти. Состав Боярской думы был неопределенным, впрочем, как и ее компетенция. Обычай требовал, чтобы князь советовался только со старыми и опытными людьми. Нарушение этого принципа сопровождалось традиционно суровой критикой современников и летописцев. Дума функционировала в двух составах: заседание узким кругом приближенных и расширенным. В заседании узким составом принимали участие наиболее приближенные к князю бояре (мужи передние) численностью от трех до пяти человек, среди которых были тысяцкий и митрополит. В подобном составе, судя по «Поучению» Владимира Мономаха, совещания проходили почти ежедневно для решения текущих вопросов. Для обсуждения важнейших государственных дел созывалось расширенное заседание Думы — бояре, старцы градские, представители торговой верхушки и органов самоуправления. В компетенции Боярской думы находились вопросы законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и др. В определенных случаях Дума выступала в качестве верховного суда, рассматривая уголовные и политические преступления высшей знати. Иногда князь заключал особые соглашения с Думой (выборы князя вечем, изменение обычного принципа престолонаследия). Первым этапом формирования новой системы управления стало назначение во вновь присоединяемые земли посадников, в большинстве случаев из числа местной родоплеменной знати. Согласно летописи, эта практика получила начало при Рюрике в 864 г. и стала обычной при Олеге. Функциональные обязанности посадников были следующие: сбор дани и пошлин, 2/3 которых отсылались великому князю, судопроизводство, поддержание порядка, в случае необходимости — сбор военного ополчения и посылка его в Киев. При княгине Ольге создается новая система административного деления — погосты. В целях укрепления своей власти и полной ликвидации автономии местных княжеств складывающаяся династия назначала посадниками в погосты своих представителей. В ХI–ХII вв. «посадника» заменил «наместник», хотя формально их статусы были одинаковы. По мере развития государства меняется его административно-территориальное деление: вместо погостов появляются земли во главе с наместниками, земля делится на волости во главе с волостелями. Основным принципом функционирования этой системы было кормление — материальное обеспечение аппарата управления за счет местного населения, на что уходила треть собираемых средств. Наместники — удельные князья (получавшие удел от великого князя), все более усиливаясь в военном и экономическом отношении, в ХI в.уже не уступали великому киевскому князю. Апогеем процесса обособления удельных княжеств стал знаменитый съезд князей рода Рюриковичей в Любече, навечно закрепивший за каждым удельным князем его вотчину. Дворцово-вотчинная система утвердилась окончательно. Центром управления стал княжеский дворец и соответственно двор боярина-вотчинника. Дворцовое управление делилось на наряды — отдельные отрасли управления хозяйством. Наиболее важные наряды возглавляли тиуны — конюший, огнищный, сельский, ратайный, седельничий. Тиуны стали основными административными представителями князя на местах (в частности, в городах им поручалось судопроизводство). Главным управляющим дворцом был тиун дворский, к которому перешли функции казначея (главы финансовой администрации), а затем он стал и главным судьей, защищавшим князя. Из числа дружинников и слуг дворских князь назначал судебных чиновников: вирников (занимающихся делами об убийствах), емцев (занимающихся арестом подозреваемых), данников (сборщиков поземельных податей), мытников (сборщиков торговых пошлин, собирающих таможенные сборы), пятенщиков (взимающих пошлину за продажу лошадей), биричей, метельников (мелких должностных лиц). В ХI в. появляется, а в ХII в. становится постоянным и легитимным новый орган управления — снема, съезд всех удельных князей Киевского государства. На съездах обсуждались вопросы общерусского характера: войны и мира, престолонаследия, передела земель, вассалитета. С целью стабилизации межкняжеских отношений предпринимались попытки созыва собраний представителей всех слоев русского общества, напоминающих будущие земские соборы. Однако они были единичны и безрезультатны. Важнейшей отраслью системы управления являлись финансы. Не случайно главный управляющий князя — тиун дворский — отвечал именно за эти вопросы. В Киевском государстве существовало три главных источника дохода: прямые налоги (дань), доходы с суда и штрафы с преступников, а также таможенные и иные налоги на торговлю. Дань собиралась в сельской общине с плуга, в городской — с дыма (очага). Общая сумма дани распределялась по общинам, вече определяло сумму на каждого плательщика. Большие города освобождались от дани, мелкие уплачивали налог, известный как погородье. Полностью освобождались от налогов мужи — феодалы и представители аппарата управления. От судебных сборов и штрафов ни социального, ни территориального освобождения не было. Многочисленными были торговые налоги: мыто — таможенная пошлина, перевоз — пошлина за пользование переправой, гостиное —налог на склады, торговое — общий налог с купцов. Охраной правопорядка в княжеском дворце занималась дружина, в вотчинных поместьях — тиуны и стража, в городах — тысяцкие и их слуги. В сельской местности эта задача ложилась на местную общину, для чего Русская Правда вводила круговую поруку, связывающую всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление. Армия Древнерусского государства состояла из двух главных частей: дружины князя и бояр и ополчения городского и сельского. В дружину входили профессиональные хорошо вооруженные и обученные воины, вначале пехотинцы, а с конца Х в. — всадники. Городское ополчение было наиболее мобильным и собиралось для отражения внезапных набегов кочевников. Экипировку и лошадей для горожан поставлял князь. Сельское ополчение собиралось редко, для участия в крупных вооруженных конфликтах. В качестве вспомогательных войск использовались различные тюркские племена (тюрки, черные клобуки и др.). В 988 г. Русь принимает православное христианство в качестве государственной религии. Это было крупнейшим событием в политической и культурной жизни страны, обеспечившим ее активное участие в цивилизованном мире. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы, гуманизм, нравственность. Хотя именно принятие православия в определенной степени изолировало Киевское государство от других стран, поскольку православными были дряхлеющая Византия и малоавторитетная Болгария. С 1037 г. учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. Главой Русской православной церкви стал митрополит Киевский. Вся территория государства делилась на епархии во главе с епископами, назначаемыми митрополитом. Накануне монгольского вторжения на Руси было 15 епархий. Духовенство делилось на черное (монашество, принявшее постриг) и белое (приходское). Владимир установил в пользу церкви новый налог — десятину, а с получением права на приобретение земель, населенных деревень церковь стала крупнейшим феодалом-вотчинником. Церковная администрация, основанная на принципе строгой субординации, служила образцом для укрепления княжеской администрации. Сформировалось церковное право, под юрисдикцией которого находились дела в отношении всех священнослужителей, преступления против нравственности, брачно-семейные вопросы.














Сейчас читают про: