Показатели рентабельности и деловой активности в оценке финансовых рисков

 

Показатели рентабельности с разных позиций отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Выделяют две группы показателей рентабельности:

1) прибыль сопо­ставляется с ресурсами предприятия (рентабельность капитала);

2)  прибыль сопоставляется с показателями, характеризующими совокупный доход в виде выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг (рентабельность продаж).

Рентабельность капитала может быть определена относительно четырех основных показателей:

1 рентабельность совокупного капиталаобщ) находят как отношение прибыли до налогообложения (П) к средней стоимости имущества предприятия (ИБ) (валюте баланса):

 

Лобщ = П: ИБ.

 

2 рентабельность собственного капитала (RCK) представляет собой отношение чистой прибыли (ЧП) предприятия к средней величине собственного капитала (СК):

 

RCK = ЧП: СК.                                                                     

 

3 рентабельность заемного капитала (R зк) находят как отношение чистой прибыли (ЧП) к средней величине заемного капитала (ЗК) предприятия:

 

R зк = ЧП: ЗК                                                             

 

4 рентабельность продаж (R пр) характеризует прибыль предприятия, приходящуюся на 1 рубль его оборота, и определяется как отношение прибыли от продаж (ПР) к выручке (В) в ценах предприятия (без НДС и акцизов) по всей продукции и по ее отдельным видам:

R пр =  ПР: ПР

 

Финансовые коэффициенты, характеризующие деловую активность предприятия, отражают эффективность основной производственной деятельности, а также направления использования компанией своих активов для получения доходов. Основными из них являются:

- общий коэффициент оборачиваемости капитала предприятия;

- коэффициент оборачиваемости собственных средств;

- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

1) общий коэффициент оборачиваемости капитала (КОобщ) определяется как отношение выручки от реализации (В) продукции к итогу баланса предприятия (стоимости его имущества):

 

КОобщ = В: ИБ.                                                             

 

2) коэффициент оборачиваемости собственных средств (КОсобств) отличается от общего коэффициента оборачиваемости тем, что в знаменателе стоит величина собственного капитала (СК) предприятия:

 

КОсобств = В: СК.

 

3) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностидеб.) характеризует количество оборотов, которые совершает дебиторская задолженность (ДЗ) предприятия, и рассчитывается по формуле

 

Кдеб. = В: ДЗ.                                                       

 

Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих реальное состояние предприятия, является крайне важным и необходимым для своевременной диагностики возможного банкротства. Систематический контроль финансового состояния позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и принимать меры по их ликвидации.

 

Анализ безубыточности

В зависимости от изменения объем производства (Об) различают:

- переменные затраты VC;

- условно – постоянные затраты FC.

Исследование этих затрат составляет предмет анализа безубыточности. В силу неизбежности постоянных затрат прирост прибыли всегда опережает прирост объема продаж: при повышении спроса операционный рычаг действует положительно.

Падение спроса вызывает негативное действие рычага: прибыль снижается быстрее объемов. Следовательно, постоянные затраты – источник риска. Чем выше доля постоянных затрат в структуре себестоимости, тем более рискованна производственная деятельность предприятия.

Точка безубыточности разделяет зону прибыли от зоны убытков:

Выручка = Затраты

Выручка = Постоянные затраты + Удельные перемен. ž Объем про-ва

или

Р ž Об = FC + VC ž Об,

 

где Р – цена товара;

Об – объем в натуральных единицах;

FC - условно – постоянные затраты на весь объем;

VC удельные   переменные затраты на единицу товара.                  

Из этой формулы выводятся базовые параметры управления безубыточностью:

 

1) - критический (безубыточный) объем продаж = порог рентабельности:

Об = FC общ. / (Р – VC)ед. = FC общ./ FC ед.

 

2) - критическое значение цены реализации:

Р = FC общ. / Об + VC ед. = FC ед. + VC ед.

 

3) - критическое значение постоянных затрат:

FC общ. = Об ž (Р ед. – VC ед.) = Об ž FC ед.

 

4) - критическое значение переменных затрат:

VC ед. = Р – FC общ. / Об = Р – FC ед.

 




double arrow
Сейчас читают про: