Условия создания системы эффективного бюджетного управления

Исходя из понимания нами сути бюджетирования, как распределенной системы согласованного управления изменениями в организации, мы понимаем, что кроме финансовой структуры для нормального бюджетного процесса нужно что-то еще – некоторые общие условия, которые назовем инфраструктурой бюджетного процесса и которые представим с помощью таблицы 8.7.

Бюджетная группа (отдел, комитет). В состав группы должны входить высокие профессионалы, представляющие основные сегменты бизнеса организации. Их основная задача – составить реалистичный и согласованный бюджет (документ бюджета) на основе предложений «сверху» и «снизу». Если предложения не являются эффективными, напряженными и т.д., то они направляются на доработку.

Роль бухгалтерии. Сам документбюджета может быть подготовлен главным бухгалтером. Он должен содержать всю необходимую информацию о работах, исполнителях, сроках, средствах. Персонал бухгалтерии обычно помогает менеджерам в подготовке бюджета, что выражается в подготовке данных, хотя он не определяет содержание различных бюджетов.

Роль и функции остальных подразделений, представленных в таблице 8.7, более-менее понятны.

Таблица 8.7 –Инфраструктура бюджетного процесса

Бюджетный процесс

Бюджетная группа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК УЧЕТНЫЙ и ФИНАНСОВЫЙ БЛОКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ БЛОК
методология увязки со стратегическими планами (ССП) бухгалтерский учет, калькуляционный учет(бухгалтерия) функцииподразделений функцииподразделений
методики составления отдельных операционных бюджетов оперативный учет (линейные подразделения, управленческий учет) регламент взаимодействия участников (система документооборота и проч.) технические и программныесредства
методология составления, контроля и анализа сводного бюджета маркетинговый учет (сбор информации о состоянии рынка) система полномочий (ресурсы и ответственность) информационноеобеспечение

ФИНАНСЫ

Квалифицированныйперсонал

ДОКУМЕНТ БЮДЖЕТА

Для оценки приемлемости и достижимости параметров, подлежащих включению в бюджет, применяют инструменты маркетингового, производственного ифинансового анализа и диагностики. Основные принципы, на которых они строятся, следующие:

· оценка данных невозможна без их сравнения (отчетные бюджеты сравниваются с плановыми, плановые – с плановыми и т.п.);

· недостоверные данные приводят к появлению ошибочных оценок;

· нельзя использовать несопоставимые показатели, например, сравнивать производительность труда двух подразделений с разной структурой занятых по квалификации;

· надо учитывать взаимосвязи показателей; целесообразно использовать документы, по форме приближенные к регистрам бухгалтерского учета и отчетности, что облегчает их составление и анализ;

· целесообразно ввести на предприятии стандарты документов и процессов, что позволяет ускорить и упростить процесс составления бюджетов;

· целесообразно составлять бюджеты с помощью современных вычислительных средств с соответствующими разбивками по времени, месту и др.

Точность подготовки операционных бюджетов определяют путем сравнения фактических значений параметров с их запланированными величинами. Чем ближе значение соответствующих соотношений к единице, тем выше точность бюджетов. Обычно вычисляют точность по доходам, расходам и прибыли.




double arrow
Сейчас читают про: