Виды операционных бюджетов. Структура и взаимосвязь операционных бюджетов (бюджетная структура)

Опираясь на классификацию К. Друри, мы далее говорим о системе операционных бюджетов, понимая ее как отражение текущей деятельности, представленной в таблице8.8, а также – сводном бюджете.

Таблица 8.8 – Примерный состав операционных бюджетов

Название бюджета
Бюджет продаж
Бюджетпрочих доходов и доходов от финансовой деятельности
Бюджет производства
Бюджет использования прямых материалов (Бюджет прямых материальных затрат)
Бюджет закупок прямых материалов
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет общих расходов на оплату труда
Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет управленческих (административных) расходов
Бюджет амортизации
Бюджет налогов
Бюджет отдела сбыта
Бюджет производственного отдела
Бюджет службы персонала
Бюджет подразделения «Х» и т.д.

 

1. Бюджет продаж является основным операционным бюджетом при формировании остальных бюджетов, так как и доходы, и расходы зависят от уровня продаж услуг. Если этот бюджет составлен плохо, все остальные бюджеты будут ненадежными. Для подготовки бюджета необходимо определить состав продуктового портфеля (набор предоставляемых услуг), а по каждому продукту (услуге) – определить объем потребления и цену (среднюю тарифную таксу).Общий бюджет продаж раскрывают и детализируют, для чего составляют бюджеты по зонам ответственности, например по территориям продажи, по характеру продаж (оптом или в розницу), а также – в помесячном разрезе для каждого продукта или подразделения.Ожидаемый объем продаж определяется на основе сочетания статистических и эвристических методов, что позволяет повысить надежность бюджета.Это может делать отдел маркетинга.

2. Помимо основной, доходы могут приносить и другие виды деятельности, в том числе – финансовая (продажа и покупка ценных бумаг). Для разработки бюджета прочих доходов и доходов от финансовой деятельности экономическая служба предприятия использует информацию, поступающую из бухгалтерии и финансового отдела.

3. Бюджет производства. Цель составления бюджета – удостовериться, что производственные мощности предприятия в состоянии ответить на потребительский спрос с учетом уже имеющихся запасов и незавершенного производства. Другими словами, в бюджете устанавливается объем производства, соответствующий запланированному объему реализации (продаж) продукции с учетом запаса ее в начале и конце планируемого периода.Важно отметить, что в организациях, предоставляющих услуги связи таких запасов нет, а поэтому бюджет производства, как правило, совпадает с бюджетом продаж.

4. Бюджет(ы) использования и закупок прямых материалов. Первый тип бюджета отражает потребности производственного процесса по производству продукта (предоставлению услуг). Подготовка бюджета использования (потребления) материалов лежит в сфере компетенции менеджера по снабжению вместе с производственным отделом. При этом также несут ответственность исполнители в бухгалтерии и финансовом отделе.

В организациях связи продукт не принимает вещественную форму, поэтому не требуется прямых материалов для его предоставления (производства), прямых материалов, практически, нет. Материалы, запасные части, элементы оборудования используются в процессе обслуживания оборудования и не относятся к прямым затратам. Материалы, используемые при эксплуатационно-техническом обслуживании оборудования, непосредственно не зависят от объемов предоставленных услуг, а определяются объемами оборудования и принятым способом его обслуживания. Эти материалы отражаются в бюджете общепроизводственных расходов.

5. Поскольку при покупке надо учесть уже имеющиеся на предприятии запасы как в начале, так и конце планового периода, то формируется бюджет закупок прямых материалов. Естественно, что оба бюджета связаны друг с другом и с бюджетом продаж. Иногда оба бюджета (4 и 5) объединяют в один.На практике каждое предприятие решает для себя вопрос о величине запасов. Правильно составленный бюджет затрат на материалы обеспечивает возможность взаимодействия между производством и отделом снабжения и удержания величины запасов на приемлемом для фирмы уровне. Если запасов слишком много, увеличиваются расходы на хранение и вероятность хищений. Если их мало, может возникнуть простой оборудования при ненадежных поставщиках или других факторах нестабильности.В общем случае, когда речь идет об обычном материальном производстве, прямые затраты на материалы входят в состав конечного продукта и оказывают влияние на его цену. Поэтому для поиска путей совершенствования управления запасами и расходованием ресурсов следует обратиться к методологии науки, носящей название «Теория управления запасами», а также современным аппаратным и программным средствам ERM (эффективного управления ресурсами).Для более детального планирования и контроля расходования материалов расчеты должны быть детализированы, по крайней мере, по месяцам или в соответствии с бюджетом продаж и бюджетом производства. В случае изменения бюджета продаж и бюджета производства необходимо сразу же пересчитывать план закупки и использования материалов и другие расходные статьи. Поэтому бюджет желательно составлять в виде взаимосвязанных таблиц в среде EXCEL, что дает возможность автоматически изменять взаимозависимые параметры бюджетов.

6. Бюджет затрат прямого труда (переменные затраты): составляется как годовой в разрезе кварталов, подразделений, услуг. Исходными данными могут быть объемы услуг, количество времени, затрачиваемого на предоставление услуги, бюджетная величина оплаты одного часа.

7. Кроме затрат прямого труда, на предприятии надо учесть выплаты по окладам. В связи с этим составляется бюджет общих расходов на оплату труда с учетом всех выплат и налогов на доходы работников.

8. Бюджет общепроизводственных расходов. Его построение находится в компетенции руководителей подразделений и бухгалтерии. Утверждать эти бюджеты может заместитель директора по производству на этапе формирования общего бюджета организации, его служба формирует обобщенный по предприятию бюджет общепроизводственных расходов. Суммы общепроизводственных (накладных) расходов зависят от объемов предоставленных услуг, норм расходов труда и материалов, а также от того, поддаются или нет затраты контролю, и выражают объем всех затрат на производство продукции, за исключением прямых затрат труда и материалов.Обычно такой бюджет содержит ряд стандартных статей: содержание и эксплуатация оборудования; текущий ремонт основных производственных средств; аренда производственного оборудования; дополнительные выплаты производственным рабочим, например, оплата простоев и др.

9. Бюджет коммерческих расходов. Бюджет коммерческих расходов формируется на основе бюджета продаж, так как тесно с ним связан. Многие статьи бюджета коммерческих расходов формируются в % к объему продаж, за исключением аренды помещений и транспортных услуг, которые рассчитываются по предполагаемым объемам и ценам доступа к ним. Величина % зависит от вида продукта, стадии жизненного цикла, сегмента, региона, деятельности конкурентов. Большую часть бюджета составляют расходы на рекламу. Важно следить за соотношением темпов роста объемов продаж и коммерческих расходов.Бюджет коммерческих расходов может быть объединен с бюджетом административных расходов, но лучше, когда это два разных бюджета. За разработку первого отвечают менеджеры отдела продаж и те, кто отвечает за продвижение продуктов на рынок. За разработку второго – руководители подразделений и предприятия.

10. Бюджет (управленческих) административных расходов включает в себя различные расходы, обусловленные управлением деятельностью организации (ее менеджментом). Обычно штабные подразделения составляют заявку о предполагаемых расходах, а экономический отдел сводит их в единый бюджет.

11. Бюджет амортизационных отчислений строится с учетом стоимости и видов оборудования, а также – принятой на предприятии системы начисления амортизации.

12. Бюджет налоговых платежей является одним из тех, где отражаются денежные потоки. Он характеризует отношения предприятия с государством.

Аналогично можно составить бюджеты для прочей и финансовой деятельности фирмы. На основе полученных данных можно определить бюджетную себестоимость каждого вида услуг.

13- и т.д. Бюджеты подразделений. Планирование индивидуальных бюджетовподразделения (функциональных, линейных, ЦО), являющихся частью общих операционных и сводного бюджетов, позволяет достаточно точно определить объем и способы наилучшего использования ресурсов, необходимых для реализации конкретных, предусмотренных планом мероприятий. В разрезе подразделений комбинируют бюджет прямых затрат труда, бюджет использования материалов и бюджет производственных накладных расходов. Обычно бюджет помесячный. Для контроля в документ сразу же заносятся фактические данные.

14. Операционные (локальные) бюджеты предприятия интегрируются в общем (мастер) или сводном бюджете доходов и расходов(БДР, счет прибылей и убытков), в балансе (ББ) и сводном бюджете движения денежных средств (БДДС). Эти бюджеты позволяют иметь общую картину плановой деятельности в бюджетном периоде и являются финансовыми бюджетами.

Мастер-бюджет есть инструмент планирования прибыли как в целом по предприятию, так и по отдельным проектам, видам деятельности, центрам ответственности.Добавим, что некоторые авторы относят к мастер-бюджету и Инвестиционный бюджет (бюджет капитала). Конечно, беды большой в том нет, но разные временные горизонты и разные цели делают инвестиционный бюджет самостоятельным и первым в перечне бюджетов организации.

Формат бюджета доходов и расходов показан в таблице8.9 (без включения позиций 1.4, 2.4 и 4). Если их включить, то получим формат, называемый «бюджет движения денежных средств». Необходимость разработки б юджета движения денежных средств диктуется желанием обрести уверенность в том, что необходимые средства будут в наличии для того, чтобы выполнить все программы, отраженные в других операционных бюджетах. В реальной жизни такой бюджет необходимо иметь на каждую неделю. Поскольку получение денег имеет вероятностный характер, необходимо предусмотреть суммы, превышающие минимальную потребность фирмы, для того, чтобы позволить себе некоторый допуск или, если хотите, право на ошибку при планировании.

Отчет о движении денежных средств для открытого акционерного общества показан в таблице 8.10.

Таблица 8.9– Сводный бюджет движения денежных средств на предстоящий период (по К.Друри)

Наименование статей бюджета Сумма
1. Доходный раздел бюджета со ссылками на таблицы соответствующих операционнных бюджетов (приток денежных средств)  
1.1. Выручкаотреализацииуслуг  
1.2. Прочие доходы от текущейдеятельости  
1.3. Доходыотфинансовойдеятельности  
1.4. Доходы от инвестиционной деятельности (продажа основных средств)  
Всегодоходов (А)  
2. Расходный раздел бюджета (отток денежных средств)  
2.1.Текущие расходы, в том числе  
- расходынаматериалы  
-расходынаоплатутруда  
-амортизационныеотчисления  
- общепроизводственныерасходы  
- коммерческиерасходы  
- управленческиерасходы  
2.2. Расходы на выплату налогов (без НДС и акцизов)  
2.3. Расходы по финансовой деятельности (погашение векселей, приобретение валюты, финансовые вложения в уставные капиталы других организаций и др.)  
2.4. Инвестиционная деятельность (приобретение основных средств)  
3. Всего расходов (выплат по всем видам деятельности) (В)  
4. Справочно: остаток денежных средств на начало планируемого периода (С)  
5. (А-В +С) – итог бюджета доходов и расходов (бюджетный профицит или дефицит) – остаток денежных средств на конец планируемого периода  

 

Таблица 8.10 – Отчет о движенииденежных средств по открытому акционерному обществу, тыс. руб.

Наименование показателя

Код строки

Сумма

Из нее

По текущей деятельности По инвестиционной деятельности По финансовой деятельности
1 2 3 4 5 6
1. Остаток денежных средств на начало года 010 2034 х х х
2. Поступило денежных средств всего, 020 109920 106380 3360 180
В том числе:          
2.1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг 030 102072 102072 х х
2.2. Выручка от продажи основных средств и иного имущества 040 - - - -
2.3. Авансы, полученные (от покупателей, заказчиков) 050 2300 2300 х х
2.4. Бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование 060 - - - -
2.5. Поступило безвозмездно 070 - - - -
2.6. Кредиты полученные 080 3860 860 300 х
2.7. Займы полученные 085 - - - -
2.8. Дивиденды, проценты по финансовым вложениям 090 540 х 460 180
2.9. Прочие поступления 110 1148 1148 х х
9. Направлено денежных средств, всего 120 99980 83950 14 950 1080
В том числе: х х х х х
3.1. На оплату приобретенных товаров, работ, услуг 130 46180 46180 х х
3.2. На оплату труда (прямые затраты) 140 20100 20100 х х
3.3. Отчисления в государственные внебюджетные фонды 150 7738 7738 х х
3.4. На выдачу подотчетных сумм 160 280 280 х х
3.5. На выдачу авансов 170 650 650 х х
3.6. На оплату долевого участия в строительстве 180 - - - -
3.7. На оплату машин, оборудования, транспортных средств 190 7500 х 750 х
3.8. На финансовые вложения 200 2000 х х 200
3.9. На выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам 210 6150 х 6150 -
3.10. На расчеты с бюджетом 220 7892 7892 х х
3.11. На оплату процентов и основной суммы долга по полученным кредитам 230 380 х 300 80
3.12. Прочие выплаты и перечисления 250 1110 1110 х х
4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода 260 11974 х х х

 

Бюджет счета прибылей и убытков приведен в таблице 8.11.

Таблица 8.11 –Бюджет счета прибылей и убытков от производственной деятельности на планируемый год (западный вариант)

Наименование статей (со ссылками на таблицы соответствующих операционнных бюджетов) Сумма постатейная, руб. Итого, руб.
1. Продажи    
2. Запасы сырья на начало приода (из баланса на начало периода)    
3. Покупкаматериалов    
4.Сумма 2 и 3    
5. Минус запасы сырья на конец периода    
6. Стоимостьпокупныхматериалов (4 - 5)    
7. Затратыпрямоготруда    
8. Накладныепроизводственныерасходы    
9. Всегопроизводственныерасходы (6+7+8)    
10. Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода)    
11. Минус запасы готовой продукции на конец периода    
12. Стоимостьпроданнойпродукции (9-11)    
13. Общаяприбыль (gross profit)    
14. Затраты на реализацию продукции и административные расходы    
15. Бюджетная прибыль по итогам года(13-14)    
16. Расходынавыплатуналогов    
17. Итогбюджета(15 – 16)    

Примечание: В связи позиции 2, 5.6, 10, 11имеют нулевое значение.

Таблица 8.12 – Отчет о прибылях и убытках открытого акционерного общества, тыс. руб. (Форма №2)

Наименование показателя Код строки За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
1 2 3 4

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1.1. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей), 010 102072 70626
в том числе от продажи:      
Продукции и товаров 011 102072 70626
  012 - -
  013 - -
1.2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 020 79436 56579
 в том числе, проданных: товаров и продукции   021   79436   56579
  022 - -
  023 - -
1.3. Валовая прибыль 029 22636 14047
1.4. Коммерческие расходы 030 305 256
1.5. Управленческие расходы 040 458 385
1.6. Прибыль (убыток) от продаж (строки: 010-020-030-040) 050 21873 13406

ΙΙ. Операционные доходы и расходы

2.1. Проценты к получению 060 169 31
2.2. Проценты к уплате 070 - -
2.3. Доходы от участия в других организациях 080 - 1921
2.4. Прочие операционные доходы 090 32489 3765
2.5. Прочие операционные расходы 100 6964 7179
 Всего баланс: 110 25694 (1462)

ΙΙΙ. Внереализационные доходы и расходы

3.1. Внереализационные доходы 120 3047 3884
3.2. Внереализационные расходы 130 766 632

ΙY. Прибыль

4.1. Прибыль (убыток) до налогообложения (строки: 050+060 – 070+ 080+090 -100+120-130) 140 49857 15196
4.2. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи 150 7892 3338
4.2. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (строки: ) 160 41965 11858

Y. Чрезвычайные доходы и расходы

5.1. Чрезвычайные доходы 170 - -
5.2. Чрезвычайные расходы 180 - -

YΙ. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

(строки 160+170-180)

  190 41965 11858
Справочно      
1. Дивиденды на одну акцию:      
- привилегированную 201 12,00 4,00
-обычную 202 8,98 1,92
2. Предполагаемые в следующем отчетном году размеры дивидендов на одну акцию:      
- привилегированную 203 12,00 Х
-обычную 204 10,00 х

 

Бюджет позволяет менеджменту фирмы инвестировать излишние фактические суммы в краткосрочные инвестиционные проекты. И наоборот, если видно, что в текущем периоде фирма может испытывать временный дефицит средств, то это позволяет заранее обеспокоиться по поводу займа. Другими словами, бюджет помогает максимизировать отдачу каждого свободного рубля. Более детальное обсуждение вопросов управления финансами организации осуществляется в книгах по финансовому менеджменту.

В заключение на основе проведенных выше документов можно составить плановый бюджетный баланс на 31 декабря бюджетируемого года. В обобщенной форме баланс представлен в таблице 8.13, см. также Приложение 1 в книге Финансовый анализ В.В. Бочарова[Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2007. – 240с.].

 

Таблица 8.13 –Баланс на 31 декабря планируемого года (бюджетный)

АКТИВЫ Сумма ПАССИВЫ Сумма
I. Фиксированные (внеоборотные)активы:   Ш. Капитал и резервы  
Земля   Акционерный капитал, представленный N обыкновенных акций по Х руб. каждая (уставной капитал)  
Здания и оборудование   Добавочныйкапитал  
Вложениявовнеоборотныеактивы   Резервныйкапитал  
Минусамортизация   Нераспределеннаяприбыль  
Всегопоразделу I   Всегопоразделу Ш  
П. Текущие (оборотные) активы:   IУ. Долгосрочныеобязательства  
Запасы материалов и готовой продукции   Долгосрочныекредиты и займы  
НДС поприобретеннымценностям   Всегопоразделу IУ  
Дебиторскаязадолженность   У. Краткосрочные(текущие) обязательства  
Финансовыевложения   Краткосрочныекредитыбанков  
Касса (денежныесредства)   Кредиторы  

Всегопоразделу П

Прочиекраткосрочныеобязательства  
Всегопоразделу У  
Баланс: I+П   Баланс:Ш+IУ+У  

 

На предприятии должно существовать типовое положение о бюджетах.

Смысл всему процессу планирования придает работа по его реализации. Для этого, прежде всего, разрабатываются тактические или организационные планы как методы достижения поставленных целей, которые достаточно быстро и легко соотносятся с конкретными действиями людей в ходе реализации производственных процессов и процесса управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: