Лекции Л.Д. Ермаковой
Тема «Технология организации отдельных компонентов педагогической деятельности классного руководителя»
Без научного предвидения воспитание превратилось бы
в примитивный присмотр, воспитатель — в неграмотного няньку <...>
Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса.
В. А. Сухомлинский
Вопросы
1. Задачи и функции классного руководителя в общеобразовательной школе.
2. Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности.
3. Целеполагание и планирование в работе классного руководителя.
4. Педагогический анализ в работе классного руководителя.
5. Классный руководитель в структуре управления школой.
6. Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся.
Рекомендуемая литература
1. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Н. И. Дереклеева [и др.]; под ред. И. С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2006. - Разделы 1, 6, 10, 11, 12.
2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 363-384; 439-454.
|
|
3. Методика воспитательной работы / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 42-59; 83-91.
4. Палажэнне аб класным кіраўніку класа агульнаадукацыйнай школы і куратару вучэбнай групы прафесійнатэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай навучальнай установы // Настаўніцкая газета. - 1999. - 7 кастрычніка.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия»,
2003.- Гл. 17.
6. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - С. 235-253.
7. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2001.-С. 222-237.
8. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбародова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 58-72; 81-89; 141-222.
9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 387-398; 427-434; 540-542.
10. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. - С. 440-487.
11. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Минск: Універсітэцкае, 2000.- С. 531-546.
12. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 256 с
Задачи и функции классного руководителя в общеобразовательной школе
|
|
Классный руководитель входит в структуру управления школой, является организатором воспитательной работы в первичных школьных коллективах (классах), взаимодействует с другими субъектами управления школой и воспитания учащихся. На основе проведенных исследований практических аспектов работы классных
руководителей выявлено (М. И. Рожков и другие) четыре группы задач, которые классные руководители решают в современной школе: социальные, диагностические, собственно воспитательные задачи и задачи процессуального характера.
В воспитательной системе школы классные руководители выполняют функции, представленные следующими тремя группами (Р. Х. Шакуров, М. И. Рожков) (см. таблицу).
I. Педагогические и социально-гуманитарные (целевые) функции | II. Социально- психологические функции | III. Управленческие функции |
Функция воспитания учащихся состоит в стимулировании потребностно-мотивационной сферы учащихся, в формировании у них базовой культуры личности, в развитии способностей, интересов и т. д. Функция социальной защиты учащихся от неблагоприятных воздействий окружающей среды реализуется через ком- плекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптималь- ное развитие ребенка и форми- рование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим усло- виям. Функция интеграции усилий педагогов, работающих в данном классе, семьи, других субъектов социализации учащихся по решению образовательных задач | организаторская функция заключается в поддержке инициа- тивы учащихся по усовершенствованию окружающей жизни и самих себя, в оказа- нии им помощи в са моорганизации. объединительно- сплачивающая функ- ция связана с развити- ем социально-психоло- гической зрелости классной группы (соци- альной направленности, организованности, ком- муникативности, инте- гративности, микрокли- мата, референтности, лидерства, интрагруп- повой и интергруппо- вой активности), с фор- мированием классного коллектива | Когнитивно-диагностическая функция — выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся методами педагогической диагностики, которая используется и как способ определения результативности воспитательной деятельности. Функция целеполагания реализуется через совмест- ную с учащимися выработку целей и задач воспитываю- щей (с позиции учащихся) и воспитательной (с позиции классного руководителя) деятельности. Функция планирования деятельности классного руководителя направлена на достижение рациональной организации его собственной работы и деятельности классной группы по достижению поставленных целей. Функция контроля и коррекции реализуется в целях обеспечения постоянного развития системы воспитательной работы в данном классе; предполагает выявление положительных результатов, причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем, а также коррекцию воспитательной работы классного руководителя с группой учащихся или отдельным учеником на основе педагогического анализа результатов контроля |
Охарактеризованные группы функций определяют содержание и основные направления деятельности классного руководителя. Деятельность современных классных руководителей в общеобразовательных школах разных типов в Республике Беларусь регламентируется Положением о классном руководителе (1999). Классный руководитель назначается приказом директора образовательного учреждения из числа штатных учителей по предложению заместителя директора по учебно-воспитательной работе с учетом мнения педагогов и классной группы обычно на весь период ее обучения. Классный руководитель отвечает за организацию и координацию образовательного процесса в закрепленном за ним классе. Свою воспитательную и организаторскую работу классный руководитель осуществляет на основе правовых и нормативных актов, которые устанавливают и защищают права и интересы детей, молодежи, семьи, определяют цели, задачи, содержание воспитательной работы, а также на основе Устава образовательного учреждения. В соответствии с вышеназванным Положением определяются задачи и должностные обязанности (см. схему) и права (см. схему) классного руководителя.
|
|
Наряду с указанными обязанностями классный руководитель имеет и определенные права (см. схему 106).
В педагогической практике возможны разные варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательной школе: должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной ставке учителя; должность освобожденного классного руководителя (классного воспитателя); должность классного куратора (в старших классах).