Рассматривая объективные причины возникновения и развития системных представлений о мироустройстве, покажем, что сам процесс познания мира системен и добытые при этом человеческие знания также системны.
Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени. Также неограниченны возможности расширения и углубления наших знании о любом объекте этого мира, сколько бы он ни был велик или мал. Человек существует конечное время и располагает конечными материальными, энергетическими и информационными ресурсами. Тем не менее, человеку удается познавать мир и, как показывает практика, познавать верно.
Противоречия между неограниченными желаниями человека познавать мир и ограниченными возможностями делать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов, находящихся в распоряжении человечества, имеют следствием появление аналитического и синтетического образов мышления, позволяющих, в свою очередь, поэтапно разрешать эти противоречия.
Суть анализа состоит в разделении целого на части, или представлении сложного совокупностью более простых компонент. С помощью анализа мы получаем знание, однако теряем возможность понять свойства системы, чтобы познать целое и сложное, необходим и обратный процесс - синтез. С помощью синтеза мы обретаем понимание. Чтобы выяснить, как система функционирует и каковы ее свойства, существует только один путь: наблюдать ее в действии. И это относится как к естественным, так и к искусственным системам, как к индивидуальному мышлению, так и к общему развитию человеческого знания.
|
|
Аналитичность человеческого знания находит отражение в существовании различных наук и научных направлений, а также и в продолжающейся дифференциации последних в целях более глубокого изучения узких вопросов. В то же время в результате синтеза знаний из различных научных дисциплин возникают пограничные науки типа биохимии, биофизики или финансовой аналитики. Другая, более высокая форма синтеза знаний реализуется в развитии наук о самых общих свойствах природы - философии и теории систем.
Таким образом, расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязанность этих способов мышления являются очевидными признаками системности познания. Эволюция взглядов на системность мышления и осознание диалектического единства анализа и синтеза пришло не сразу. В разные исторические эпохи системность имела различный характер.
В Древней Греции преобладало нерасчлененное знание. Природа рассматривалась как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывалась в подробностях, а принималась как результат непосредственного созерцания.
|
|
Для последующего этапа - метафизического способа мышления - характерно преобладание анализа. Разложение природы на отдельные части, разделение различных процессов и предметов на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел, привело к исполинским успехам в области познания природы. Но в этом способе предполагается обособленность исследуемых явлений и неподвижность материи. Тем не менее уже сами метафизики ощущали незавершенность аналитического знания, видели возможность и даже необходимость синтеза, но считали его произвольной деятельностью души, не имеющей отношения к природе.
Новый, более высокий уровень системности познания - диалектический способ мышления. В развитие диалектики значительный вклад внесли представители немецкой классической философии. Кант писал, что «системы знаний кажутся, подобно червям, возникающим путем самозарождения из простого скопления собранных вместе понятий, сначала в изуродованной, но с течением времени в совершенно развитой форме». Исследование процессов соотношения познания и реальности привело Гегеля к окончательному формированию диалектики.
Диалектику следует рассматривать как методологию согласования системности мышления с системностью природы. Это согласование в настоящее время ведется в двух направлениях:
• идеалистическом - за начальную точку принято сознание;
• материалистическом - за начальную точку принята материя.
Тем не менее большинство исследователей убеждены, что истину следует искать на пересечении этих двух направлений. Истина состоит не только в том, что бытие определяет сознание, но и в том, что сознание определяет бытие. Интеграция этих направлений - задача следующего, более высокого уровня развития системности познания.