Поведение рыб развивается в ходе онтогенеза, постепенно усложняясь и стоновясь все более разнообразным. Самой простой двигательной реакцией является к и н е з, т.е. увеличение двигательной активности в ответ на не- приятные или раздражающие воздействия. Кинезы наблюдаются уже на ранних стадиях эмбрионального развития. Движение эмбриона внутри яйцевой оболочки учащается в ответ на понижение содержания кислорода, что способствует улучшению газообмена, а также более быстрому разрыву оболочки и выклеву. Вызвать резкие движения эмбриона в икринке можно воздействием раздражающих веществ, например уксуса, спирта. Кинез способствует перемещению личинок из мест с плохими условиями обитания в лучшие условия, где подвижность личинок уменьшается. Кинез не имеет направленности, но приводит к перемещению в лучшие места. Характер кинеза носит так называемая паническая оборонительная реакция таких мелких стайных рыб, как верховки, атерины, песчанки. Их быстрое беспорядочное движение мешает нападающему хищнику сосредоточить погоню за отдельной жертвой.
|
|
Более сложной формой поведения является таксис, т.е. направленное перемещение. Таксис может быть отрицательным (избегание) и положительным (привлечение). Личинки лососей имеют отрицательный фототаксис— днем они прячутся в гравии, что спасает их от хищников. Положительный фототаксис личинок карповых рыб помогает им избегать заморов вблизи дна. Отношение к условиям среды и направление таксисов могут меняться с возрастом, в результате метаморфоза, в ходе сезона и по многим другим причинам. Пестрятки семги—типичные донные одиночные оседлые рыбы. Они тяготеют к дну, камням и другому субстрату, охраняют занятую территорию от особей своего вида, имеют некоторую светобоязнь, стремятся при преследовании плыть против течения, при испуге затаиваются, легко меняют окраску под цвет окружающего грунта. После смолтификации — серебрения и подготовки к скату в море — они собираются в стаи, теряют взаимную агрессивность, при преследовании быстро уплывают за пределы видимости, держатся у поверхности и в толще воды и при испуге скатываются вниз по течению. Подобные изменения в поведении наблюдались на японской рыбке аю (рис. 15). Половое и родительское поведение появляется у рыб по достижении половой зрелости и при инъекции некоторых гормонов, например пролактина.
В формировании различных компонентов поведенческих реакций имеют значение как генетические факторы, так и различные влияния внешней среды. Таким образом, нельзя противопоставлять врожденные и индивидуально приобретенные формы поведения. Имеет значение лишь относительная роль врожденного и приобретенного в формировании данного поведенческого акта. Врожденное и приобретенное в поведении переплетаются сложнейшим образом. Обучаться рыбы начинают еще до выклева.
|
|
Кора головного мозга, имеющая большое значение в выработке условных рефлексов у высших животных, у рыб отсутствует. Однако рыбы обладают способностью вырабатывать условные рефлексы. Эти работы были начаты в лаборатории И. П. Павлова его сотрудником Ю. П. Фроловым. Исследования проводились на треске. Решено было выработать условный рефлекс на звук. В воду аквариума, где находилась треска, был опущен в запаянной коробке телефон (условным раздражителем являлся звук). Включали телефон, через 2—3 с включали индукционный ток (безусловный раздражитель), на что рыба реагировала движениями тела. Через некоторое количество подкреплений током рыба, не дожидаясь действия электрического тока, реагировала на звук телефона сначала слабыми, а затем и более сильными движениями, как бы предупреждая действие электрического тока. Ввиду того что рыба могла воспринимать звуки органом боковой линии, а не с помощью слуховых рецепторов, в дальнейшем телефон подвешивали над аквариумом. Результат был тот же. Этими опытами была доказана, во-первых, возможность образования Условных рефлексов у рыб, во-вторых, наличие слуха.
Условные рефлексы у рыб имеют некоторые особенности, связанные с отсутствием коры голового мозга, и вырабатываются они у рыб с трудом. Они отличаются нестойкостью, трудностью выработки дифференцировсхк. У рыб отсутствует высокоразвитая дифференцировочная способность к многочисленным агентам внешней среды. Они различают ограниченное количество раздражателей, которые характеризуют основные, но простые свойства среды обитания.
У миног, ганоидных и поперечноротых рыб условные рефлексы отличаются нестойкостью в течение одного опыта, они быстро ослабевают и угасают на другой день. У костистых рыб условные рефлексы вырабатываются быстрее, регулярно проявляются как в течение опыта, так и на следующие дни.
В. Л. Бланки и А. М. Винницкий (1965) вырабатывали у рыб дифферен- цировку на величину освещенного круга, на различные фигуры (квадрат и треугольник, квадрат и прямоугольник), различные буквы (К и Б).
Большое практическое значение может иметь выработка оборонительных условных рефлексов на хищника у молоди, выпускаемой рыбоводными заводами в естественные водоемы. Молодь, выращенная на заводе, легко становится добычей хищников, так как не имеет ни индивидуального, ни зрелищного опыта общения с врагами.
В условиях рыбоводных предприятий рыбы быстро привыкают к определенному времени кормления, виду корма, способу раздачи корма. Они демонстрируют довольно точное чувство времени и временную память. Это тоже не что иное, как выработка условных рефлексов.
В демонстрационном аквариуме «Абурацубо» (Япония) посетителей развлекают показом несложной дрессировки рыб: «Вперед за знаменем»; «Спасайся кто может!»; «Плавание сквозь обруч»; «Рыбья консерватория»; «Рыбья арифметика» и др. Нередко наблюдается самодрессировка рыб. Если у прута или бассейна поместить кормушку, роняющую порцию корма в ответ на нажатие рычага, дерганье за бусинку и другие устройства, рыбы осваивают это устройство в течение нескольких суток. Личинок рыб можно успешно обучать охоте за кормовыми беспозвоночными. Если первые попытки бывают положительны на 10%, то через несколько суток уже на 70— 80%. Курьезную самодрессировку можно наблюдать на Конаковском рыбоводном заводе. Там крупные карпы-производители просят корм у обслуживающего персонала и случайных посетителей, выставив из воды разинутые усатые рты.
|
|
Используяусловные рефлексы, исследуют различные стороны биологии рыб: спектральнуючувствительность глаза, способность различать силуэты, силу и частотные характеристики звука, пороли вкусовой чувствительности, роль различных отделов нервной системы, действие наркотиков и токсикантов.
В естественной среде поведение рыб зависит от их образа жизни. Стай- рыбы обладают способностью к согласованным маневрам. Появление хищника или кормовых организмов у одного края стаи заставляет соответствующим образом реагировать всю стаю, включая особей, которые не могли видеть раздражитель. В данном случае они демонстрируют подражание. Одной из разновидностей подражания является движение за лидером — особью, в поведении которой не видно элементов колебаний. Часто в качестве лидеров выступают особи, имеющие индивидуальный опыт в данной ситуации. Например карпы легче обучаются брать корм на лету, если к ним подсажена форель. Дикие карпы в аквариуме быстрее начинают брать корм, если они посажены к «ученым». Иногда лидером может служить ненормальная особь, например рыба с разрушенным передним мозгом и отличающаяся особо «п р я м о л ин е йн ы м поведением».
Стайные пелагические рыбы, как правило, эквипотенциальны, т.е. равнозначны. Донные рыбы чаще бывают оседлыми, охраняют территорию, обеспечивающую им пропитание, убежище, нерестилище. При групповом обитании рыб может возникать «социальная иерархическая организация» с доминирующими и подчиненными рыбами. Например, в аквариуме с самцами мозамбикских тилялий главным является самый темный по окраске, следующий в иерархии - светлее, а подчиненные самцы по окраске не отличаются от самок и в нересте не участвуют. У некоторых видов морских окуней подчиненные самцы могут превращаться в самок, доминирующие самки могут маскулинизироваться— превращаться в самцов под действием собственной гормональной системы.
Половое поведение рыб может достигать значительной сложности, включая элементы «демонстрации красоты», «ухаживания», «соперничества». Ряд рыб строят «гнезда» — роют грунт, очищают камни и травинки, сооружают пенистые шапки, даже склеивают своей слюной настоящие сооружения из водорослей. Сложное нерестовое и родительское поведение характерно для рыб с невысокой индивидуальной плодовитостью. Некоторые рыбы заботятся об икре, личинках и даже мальках — поднимают упавших, носят их во рту. Молодь некоторых видов пасется вблизи родителей, прячется у них в ротовой и жаберной полостях. Мальки некоторых рыб живут под парусом или между Щупальцами жгучих медуз.
|
|
Пластичность поведения рыб велика. Они могут существовать в условиях, имеющих мало общего с их естественным обитанием.
Вопрос 4. Классификация органов чувств и методика их изучения. Строение глаза. Рецепторные элементы сетчатки. Фотохимические процессы. Киноскопический эффект. Острота зрения. Цветовое зрение.