В настоящее время на местных и зарубежных рынках наступило время напряженной конкуренции. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. ЕС уничтожает торговые барьеры между европейскими странами. ТНК продвигаются на рынки Юго-Восточной Азии и создают глобальную конкуренцию. Россия готовится вступить в ВТО, поэтому у российских компаний нет другого выбора, как быть конкурентоспособными.
Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, компания должна иметь конкурентное преимущество – это сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за рубежом.
Конкурентные стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество компании на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют удержанию компанией определенной доли рынка (отдельного рыночного сегмента) или ее увеличению.
|
|
Достижение конкурентного преимущества осуществляется компанией на основе решения следующих вопросов:
1. Каковы могут быть пути получения конкурентного преимущества?
2. Как определить маркетинговые возможности по достижению конкурентного преимущества?
3. Какие возможны стратегии по достижению конкурентного преимущества?
4. Как оценить ответные действия конкурентов?
Согласно М.Портеру, конкурентное преимущество предприятия на рынке может быть обеспечено тремя основными путями:
Снижение Дифференциация
издержек продукции
Ценовое лидерство | Продуктовое лидерство |
Лидерство в нише |
Широкая
Область
Конкуренции
Узкая
Общая конкурентная матрица М.Портера
Продуктовое лидерство основывается на политике дифференциации товаров. Доминирующую роль здесь играет маркетинг. Основное внимание уделяется совершенствованию товаров, приданию им большей потребительской полезности, развитию марочной продукции, дизайну, сервисному и гарантийному обслуживанию, формированию привлекательного имиджа и др. Повышение ценности товара для потребителей приводит к тому, что он готов платить за нужный ему товар более высокую цену. Сочетание высокой полезности и высокой цены формирует «рыночную силу» товара. Она защищает предприятие от конкурентов, обеспечивает стабильность положения на рынке. Задача маркетинга заключается в том, чтобы постоянно отслеживать предпочтения потребителей, контролируя их «ценность», а также срок жизни элемента дифференциации, соответствующего данной ценности.
|
|
Ценовое лидерство обеспечивается на основе возможности предприятия снижать затраты на производство продукции. Здесь доминирующую роль играет производство. Особое внимание уделяется стабильности инвестиций, стандартизиpoвaнным товарам, строгому управлению издержками, внедрению рациональных технологий, контролю расходов и т.п.
Лидерство в нише связано с фокусированием продуктового или ценового преимущества на узком сегменте рынка, не охватывая весь рынок. Кроме того, выбранный предприятием специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Такое лидерство чаще всего используется предприятиями малого бизнеса. Может применяться и крупными компаниями для выделения узкой группы потребителей (профессионалы, «новые русские» и т.п.).
Модель конкурентных сил
Возможности по достижению конкурентного преимущества определяются на основе анализа конкурентных сил. Предложенная М.Портером модель конкурентных сил позволяет предприятиям знать и умело использовать некоторые правила конкуренции. При этом целью с позиции маркетинга является применение этих правил на пользу предприятия, т.е. необходимо действовать лучше, чем это делают конкуренты. Вот эти силы:
- Конкуренция среди действующих компаний
- Угроза появления новых конкурентов
- Угроза появления товаров-заменителей
- Угроза со стороны потребителей
- Угроза со стороны поставщиков
Конкуренция среди действующих компаний направлена на достижение ими более выгодного положения на рынке. Необходимо учитывать традиционные действия конкурентов (например, в области изменения ассортимента, упаковки, цены, рекламы, стимулирования и др.). Следует также предвидеть и возможные изменения в интенсивности конкуренции, связанные с новой ситуацией на рынке, активными действиями конкурентов (например, желание стать лидером).
Стратегические действия по предотвращению угрозы со стороны новых конкурентов предполагают создание для них различного рода препятствий и барьеров. Этому могут служить сокращение издержек по мере роста объемов производства, дифференциация продукции, формирование приверженности потребителей к торговой марке, стимулирование посредников, использование патентов и ноу-хау и др.
Угрозе появления товаров-конкурентов (товаров-субститутов) следует противопоставить постоянный поиск и реализацию идей товаров «рыночной новизны», использование новых технологий, развертывание НИОКРпо улучшению ассортимента, сервиса, рекламы и т.п.
Угроза со стороны потребителей проявляется в их возможности влиять на уровень конкуренции через изменение требований к продукции, цене, торговому обслуживанию и др. Это предполагает постоянное проведение работ по изучению покупательского поведения, готовность к быстрому реагированию на их нужды, умение активно формировать спрос.
Возможности поставщиков повлиять на уровень конкуренции могут выражаться, например, в их угрозах поднять цены или снизить качество поставляемых материалов. Необходимо постоянно следить за действиями поставщиков, вести поиск новых партнеров, привлекать новые технологические и сырьевые возможности.
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов – процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать или избегать.
Анализ конкурентов включает:
1. Определение конкурентов. Выделяют рыночную и отраслевую модели конкуренции.
|
|
- отраслевой подход – выделение фирм-конкурентов отрасли, предлагающих рынку одинаковые виды товаров.
- рыночный подход – анализ деятельности фирмы как с точки зрения отраслевого подхода, так и с точки зрения удовлетворения потребителей.
2. Определение стратегий конкурентов. Для этого используется понятие стратегической группы – это группа предприятий, имеющая схожие цели и придерживающаяся схожей стратегии на данном целевом рынке. Выделение предприятий в стратегические группы производится путем сравнения цен, ассортимента, уровня обслуживания, уровня производственных издержек.
3. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов. Для этого конкурентов классифицируют по ключевым характеристикам: информированности покупателя о конкурентах, их имиджу, качеству товара, его доступности, сервису, работе торгового персонала и т.д.
4. Оценка моделей реакции конкурентов на предпринимаемую фирмой стратегию (снижение цены, изменение качества товара, СТИС, выпуск нового товара) производится на основе разделения конкурентов по следующей градации:
- разборчивый конкурент, реагирующий только на определенные действия
- конкурент-тигр, отвечающий на любые действия фирмы
- непредсказуемый конкурент – его поведение в ответ на действия фирмы предсказать невозможно.
5. Выбор направления атаки производится на основе следующих стратегий:
- сильные конкуренты против слабых, когда фирмы, обладающие большим потенциалом, направляют свои действия против фирм, заведомо слабее их.
- ближние конкуренты против дальних, когда фирма конкурирует с аналогичной фирмой и направляет свои действия на подавление фирм, отличающихся от нее.