Для большинства наук и научных направлений отправной точкой, или начальным этапом исследования, является постановка задачи. В системном анализе это, как правило, промежуточный этап, которому предшествует длительная, кропотливая и сложная работа по структурированию исходной проблемы.
Начинается она из того, что инициатор проведения системных исследований (заказчик, клиент, руководитель, рационализатор) дает первоначальную формулировку проблемы. В большинстве случаев она только обозначает сферу интересов (как улучшить качество высшего профессионального образования? как мотивировать активную жизненную позицию молодых людей?) и содержит в себе лишь очень приблизительный намек на то, что, собственно, необходимо исследовать. Даже в том случае, когда первоначальная формулировка проблемы внешне имеет вполне конкретный характер (какой из вариантов проекта нефтепровода к тихоокеанскому побережью принять к исполнению? где в районе разместить новую поликлинику? каковы оптимальные параметры современного компьютера для широкого пользователя?), это не означает, что так же будет звучать и постановка задачи. Такое положение дел обусловлено несколькими причинами.
|
|
Во-первых, проблемосодержащая система не является изолированной. Она связана с другими системами своего уровня, может входить составной частью в некоторую надсистему или включать в себя другие системы в качестве подсистем. Следовательно, при решении проблемы необходимо учитывать, как это скажется на окружении проблемосодержащей системы.
Во-вторых, формулируемая заказчиком постановка задачи является его представлением, или моделью, реальной проблемной ситуации. Как правило, это представление является упрощенным и приблизительным. Поэтому следует проверять предложенную формулировку на адекватность, что приводит к необходимости ее уточнения, дополнения и расширения.
Отмеченные причины обязывают аналитика считать любую исходную формулировку проблемы лишь «нулевым приближением» постановки задачи на проведение системного исследования и обусловливают состав и содержание работ на двух последующих этапах системного анализа.
Формирование проблематики
Открытость и многосторонние связи проблемосодержащей системы обусловливают необходимость относиться к решаемой проблеме не как к отдельно взятой, а как к совокупности взаимосвязанных с ней проблем. Для обозначения этой совокупности используют термин проблематика. Следовательно, на втором этапе системного анализа существующая проблема расширяется до проблематики путем ее (проблемы) проецирования на интересы каждой системы из ближайшего окружения, тем или иным образом связанной с проблемосодержащей системой.
|
|
При анализе экономических систем в ближайшее окружение проблемосодержащей системы, как правило, включают системы, представляющие следующие заинтересованные стороны:
1) заказчика, т.е. того, кто ставит проблему, заказывает и оплачивает проведение системного анализа;
2) лиц, принимающих решения, т.е. тех, от полномочий которых непосредственно зависит решение проблемы;
3) активных участников решения проблемы, т.е тех, чьи усилия потребуются в процессе проведения системного анализа;
4) пассивных участников решения проблемы, т.е. тех, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последствия решаемой проблемы;
5) системного аналитика и его группу, т.е. тех, кто непосредственно проводит системный анализ и вырабатывает управляющие воздействия, чтобы решить или, по крайней мере, ослабить существующую проблему.
Последняя позиция в приведенном перечне — это своеобразная мера безопасности, минимизирующая влияние системного аналитика, как наиболее активного элемента аналитического процесса, на других заинтересованных лиц.
Заинтересованность в данном случае следует понимать в широком смысле, включая в перечень и тех, кто на самом деле не заинтересован в решении проблемы и может сопротивляться грядущим переменам. Каждая из заинтересованных сторон имеет собственное видение проблемы, на основании которого строит свое отношение к ней. Существенное ослабление или исчезновение проблемы приведет к появлению, ослаблению или исчезновению их собственных проблем. Формулировка проблематики в том и заключается, чтобы дать развернутую картину того, кто из ближайшего окружения системы (поставщики сырья и комплектующих, покупатели продукции, дилерские организации и т.д.) и в чем заинтересован, а также какие изменения и почему они хотят привнести в решение проблемы.
Такого рода информация может быть получена в ходе непосредственного интервьюирования представителей заинтересованных сторон и/или проведения социологических опросов. Сценарии интервью при этом, формы и содержание опросных анкет, а также сводных таблиц в каждом конкретном случае индивидуальны и являются элементом творчества системного аналитика и его команды. К их составлению предъявляется одно принципиальное требование: содержащейся в них информации должно быть достаточно для формирования адекватной проблематики решаемой проблемы. При этом адекватность необходимо обеспечить в пространственном, временном и историческом аспектах. По сути дела, проблематика должна дать ответ на вопрос, какие существующие обязательства и прошлый опыт заставляют именно эти заинтересованные стороны именно в данной культурной среде, включающей именно эти ценности, воспринимать текущее состояние дел как проблему. Чтобы ответ на этот вопрос был полным, его следует дать на всех языках конфигуратора. Но об этом в следующем параграфе.