Формулирование проблемы

Для большинства наук и научных направлений отправной точ­кой, или начальным этапом исследования, является постановка за­дачи. В системном анализе это, как правило, промежуточный этап, которому предшествует длительная, кропотливая и сложная работа по структурированию исходной проблемы.

Начинается она из того, что инициатор проведения системных исследований (заказчик, клиент, руководитель, рационализатор) дает первоначальную формулировку проблемы. В большинстве слу­чаев она только обозначает сферу интересов (как улучшить качество высшего профессионального образования? как мотивировать ак­тивную жизненную позицию молодых людей?) и содержит в себе лишь очень приблизительный намек на то, что, собственно, необ­ходимо исследовать. Даже в том случае, когда первоначальная фор­мулировка проблемы внешне имеет вполне конкретный характер (какой из вариантов проекта нефтепровода к тихоокеанскому побе­режью принять к исполнению? где в районе разместить новую поликлинику? каковы оптимальные параметры современного компьютера для широкого пользователя?), это не означает, что так же будет звучать и постановка задачи. Такое положение дел обусловлено несколькими причинами.                                                                  

Во-первых, проблемосодержащая система не является изолированной. Она связана с другими системами своего уровня, может входить составной частью в некоторую надсистему или включать в себя другие системы в качестве подсистем. Следовательно, при решении проблемы необходимо учитывать, как это скажется на окружении проблемосодержащей системы.                                         

Во-вторых, формулируемая заказчиком постановка задачи является его представлением, или моделью, реальной проблемной ситуации. Как правило, это представление является упрощенным и приблизительным. Поэтому следует проверять предложенную фор­мулировку на адекватность, что приводит к необходимости ее уточ­нения, дополнения и расширения.

Отмеченные причины обязывают аналитика считать любую ис­ходную формулировку проблемы лишь «нулевым приближением» постановки задачи на проведение системного исследования и обу­словливают состав и содержание работ на двух последующих этапах системного анализа.

Формирование проблематики

Открытость и многосторонние связи проблемосодержащей сис­темы обусловливают необходимость относиться к решаемой про­блеме не как к отдельно взятой, а как к совокупности взаимосвя­занных с ней проблем. Для обозначения этой совокупности исполь­зуют термин проблематика. Следовательно, на втором этапе системного анализа существующая проблема расширяется до проблематики путем ее (проблемы) проецирования на интересы каждой системы из ближайшего окружения, тем или иным образом связанной с проблемосодержащей системой.                                               

При анализе экономических систем в ближайшее окружение проблемосодержащей системы, как правило, включают системы, представляющие следующие заинтересованные стороны:                   

1) заказчика, т.е. того, кто ставит проблему, заказывает и оплачивает проведение системного анализа;

2) лиц, принимающих решения, т.е. тех, от полномочий которых непосредственно зависит решение проблемы;

3) активных участников решения проблемы, т.е тех, чьи усилия потребуются в процессе проведения системного анализа;

4) пассивных участников решения проблемы, т.е. тех, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последст­вия решаемой проблемы;

5) системного аналитика и его группу, т.е. тех, кто непосредст­венно проводит системный анализ и вырабатывает управляющие воздействия, чтобы решить или, по крайней мере, ослабить сущест­вующую проблему.

Последняя позиция в приведенном перечне — это своеобразная мера безопасности, минимизирующая влияние системного анали­тика, как наиболее активного элемента аналитического процесса, на других заинтересованных лиц.

Заинтересованность в данном случае следует понимать в широ­ком смысле, включая в перечень и тех, кто на самом деле не заин­тересован в решении проблемы и может сопротивляться грядущим переменам. Каждая из заинтересованных сторон имеет собственное видение проблемы, на основании которого строит свое отношение к ней. Существенное ослабление или исчезновение проблемы при­ведет к появлению, ослаблению или исчезновению их собственных проблем. Формулировка проблематики в том и заключается, чтобы дать развернутую картину того, кто из ближайшего окружения сис­темы (поставщики сырья и комплектующих, покупатели продукции, дилерские организации и т.д.) и в чем заинтересован, а также какие изменения и почему они хотят привнести в решение проблемы.

Такого рода информация может быть получена в ходе непосред­ственного интервьюирования представителей заинтересованных сторон и/или проведения социологических опросов. Сценарии ин­тервью при этом, формы и содержание опросных анкет, а также сводных таблиц в каждом конкретном случае индивидуальны и яв­ляются элементом творчества системного аналитика и его команды. К их составлению предъявляется одно принципиальное требование: содержащейся в них информации должно быть достаточно для формирования адекватной проблематики решаемой проблемы. При этом адекватность необходимо обеспечить в пространственном, временном и историческом аспектах. По сути дела, проблематика должна дать ответ на вопрос, какие существующие обязательства и прошлый опыт заставляют именно эти заинтересованные стороны именно в данной культурной среде, включающей именно эти цен­ности, воспринимать текущее состояние дел как проблему. Чтобы ответ на этот вопрос был полным, его следует дать на всех языках конфигуратора. Но об этом в следующем параграфе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: