В результате поиска обычно выявляется множество всевозможных помех и препятствий. Для того чтобы понять, что и откуда берется, необходимо увязать их в некоторое схематическое описание. Чаще всего это делается с помощью системных диаграмм, которые рассматривались в гл. 12.
Для того чтобы приступить к составлению схематического описания в нотации системных диаграмм, необходимо выделить и сгруппировать элементы системы, обусловливающие ее характерные (желаемые) свойства, с одной стороны, а также элементы, способствующие возникновению препятствий на пути развития системы и подпитывающие их. Это, как правило, коллективный труд, требующий неоднократного обсуждения. В конечном итоге каждое свойство должно быть четко и ясно сформулированным, чтобы не возникало путаницы по поводу того, что оно собой представляет, и обоснованным с позиций места, времени и частоты его появления. Только когда все важные свойства будут выявлены и обоснованы, приступают к определению взаимосвязей между ними.
|
|
Работая над созданием системной диаграммы, необходимо постоянно помнить о рациональности и контринтуитивном поведении системы, а следовательно, очень аккуратно и точно фиксировать характер зависимостей между ее элементами. Рациональность системы следует связывать с ее неспособностью действовать во вред собственным интересам, а контринтуитивность - с возможностью получения нежелаемого результата. Изучая причинно-следственные связи, надо знать, что:
• причина может иметь более одного следствия;
• причина и следствие могут быть отдалены друг от друга в пространстве и во времени;
• причина и следствие могут меняться местами;
• следствие, будучи вызванным той или иной причиной, может обрести свою самостоятельную жизнь, и устранение причины не всегда приведет к устранению следствия.
Построение системной диаграммы - это эвристический процесс схематического описания существенных характеристик и существенных свойств исследуемой системы. Оно преследует цель выявления механизма второго порядка, скрытого где-то внутри системы. Этот механизм является продуктом существующего порядка пещей и несет ответственность за инертность системы, ее сопротивление переменам и провал попыток хоть как-то улучшить ситуацию. Чтобы существенно повысить результативность работы системы, необходимо выявить и укротить этот механизм второго порядка.
Связанная интерпретация беспорядка
Наметившийся в системе беспорядок не следует воспринимать как прогноз будущего состояния системы, который непременно сбудется. Его лучше интерпретировать как сигнал раннего предупреждения, воздействующий на сознание активных элементов системы. Обычно осознание беспорядка помогает избавиться от него.
|
|
При составлении описания необходимо попытаться вызвать резонанс в активных элементах системы и сподвигнуть их к выработке коллективного образа желаемого будущего. Для этого необходимо ясное понимание того, как обстоят дела в настоящий момент и к каким нежелательным последствиям они могу привести. Только тогда может возникнуть коллективное желание к переменам.
Коллективный образ желаемого будущего вырабатывается в процессе интерактивного моделирования. Однако чтобы склонить активные элементы системы к участию в этом процессе, необходим побудительный мотив. Как раз мотивом может послужить связанная интерпретация будущего беспорядка, который ожидает систему, если ничего не менять.
В конечном итоге в результате многослойного итерационного исследования системы мы должны выйти на формулировку проблемы, которая непосредственно подлежит решению. Как подступиться к ее решению и что надо делать, чтобы с большой долей вероятности гарантировать получение приемлемого результата, рассматривается в следующей главе.
Вопрос 3.
Базовая методика системного анализа
Системный анализ представляет собой междисциплинарную прикладную науку, объединяющую теорию и практику, житейский опыт и формализованные знания. От первоначальной формулировки проблемы до ее ликвидации долгий путь. Он проходит через решение ряда задач, которое в общем виде укладывается в следующие этапы.
1. Формулирование проблемы и определение системы, в деятельности которой она существует.
2. Формирование проблематики.
3. Конфигурирование проблемы.
4. Постановка задачи.
5. Определение цели.
6. Определение критериев и ограничений.
7. Генерирование альтернатив.
8. Моделирование.
9. Синтез решения.
10. Реализация решения.
В совокупности они образуют методику системного анализа, которую будем называть опорной, или базовой.