Одним из ключевых результатов расширения проблемы до проблематики является перечень тех точек зрения, которые необходимо учесть при решении проблемы. Более того, следует иметь в виду, что процесс рассмотрения исходной проблемы из каждой конкретной точки зрения может описываться с помощью своего специфического языка. Совокупность всех языков, на которых будет описываться решаемая проблема, называют конфигуратором системы. Число языков, входящих в конфигуратор, должно быть достаточным для отражения всех существенных сторон решаемой проблемы.
Если число заинтересованных сторон слишком велико, то появляется настоятельная необходимость в уменьшении размерности построенной проблематики; это достигается агрегированием. Простейший способ агрегирования состоит в установлении отношения эквивалентности между близкими точками зрения. При этом в самом начале необходимо четко определить, по какому принципу будет проводиться агрегирование: по принципу искусственной классификации, т.е. образования классов для удобства, или природной кластеризации, т.е. определения естественной общности определенных точек зрения.
|
|
В любом случае, удалось уменьшить размер проблематики или нет, необходимо очертить совокупность всех существенных отношений, в разрезе которых будет решаться исходная проблема. А для системного анализа это не что иное, как задать структуру некоторой надсистемы, построенной на имеющейся проблематике (проблематической подсистемы). В основе этой надсистемы лежит проблемосодержащая система.
Не исключено, а в большинстве случаев абсолютно вероятно, что в исходной проблематике будут заинтересованные стороны с противоположными или взаимоисключающими точками зрения. В этом случае при определении конфигурации проблемы важно задать структуру проблематической надсистемы во всех ее существенных отношениях (разрезах). В остальных отношениях структура сложится стихийным образом. Следовательно, совокупность всех существенных отношений в проблематической надсистеме будет определять конфигурацию решаемой проблемы, которая должна содержать разработку стольких подструктур, сколько языков или различающихся точек зрения на проблему включено в ее конфигуратор. На данном этапе системного анализа главным является предположение о том, что такая совокупность точек зрения исчерпывающим образом позволяет описать исходную проблему и содержащую ее систему. В данном случае речь идет не об абсолютной полноте, а о полноте, связанной с целью анализа.
Постановка задачи
Теперь, располагая первоначальной формулировкой подлежащей решению проблемы, ее проблематикой и конфигурацией, можно приступить к постановке задачи. Кроме собственно задания на проведение аналитических работ задача должна подсказывать направление поиска возможных вариантов решения проблемы. Например, первоначальная формулировка проблемы «как улучшить качество высшего профессионального образования» может быть трансформирована в следующую рабочую формулировку: как сохранить и приумножить традиции отечественной системы высшего профессионального образования, которые обеспечат ее конкурентные преимущества в условиях интеграции в Болонский процесс.
|
|
Для еще большей определенности данную формулировку можно дополнить условиями, предопределяющими желаемые направления трансформации отечественной системы образования исходя из реальной конфигурации исходной проблемы. Эти условия в первую очередь должны задавать границы, глубину и этапность интеграции российской высшей школы в Болонский процесс. В частности, в такой перечень обязательно должны входить следующие условия-направления:
• выработать правила и определить перечень специальностей, которые будут переведены на систему «бакалавр-магистр»;
• разработать варианты гармонизации учебных планов и программ трансформируемой части отечественной системы ВПО;
• предложить методики гармонизации отечественной и западной системы оценки знаний студентов;
• определить принципиальную возможность и насущную необходимость упразднения сложившейся в нашей стране системы аттестации научных кадров и замены ее западной системой «магистр-доктор» и т.д.
В зависимости от глубины проработки проблемы на предшествующих трех этапах системного анализа этот перечень может быть большим, а может отсутствовать полностью. Тем не менее рабочая формулировка проблемы, подкрепленная перечнем условий или без него, должна нацеливать аналитика на поиск вариантов ее решения.
В зависимости от характера проблемы ее окончательное решение может иметь разный вид. В одних случаях это будет целевая программа, в других - решение по реорганизации проблемосодержащей системы; в третьих - решение по совершенствованию ее механизма управления, в четвертых -решение по перераспределению имеющихся ресурсов и т.д. В любом случае это должно быть управленческое решение, реализация которого позволит устранить имеющуюся проблему или, по крайней мере, ослабить ее проявление.
Таким образом, на четвертом этапе системного анализа основные усилия аналитика направлены на перевод существующей проблемы в приемлемую постановку задачи принятия решения.
Определение целей
На данном этапе системного анализа определяется, что необходимо сделать для решения или уменьшения существующей проблемы. Ранее, формулируя проблему, мы в явной форме обозначили, что нам не нравится или не устраивает нас в исследуемой системе. Поскольку цель является антиподом проблемы, на данном этапе необходимо четко сформулировать, чего же мы хотим от системы, поскольку то, чего мы не хотим, уже существует. Другими словами, мы должны определить направление, в котором следует уходить от существующей и не устраивающей нас ситуации. Трудность состоит в том, что возможных направлений много, а выбрать нужно только одно - правильное и эффективное.
Поскольку в разрешении проблемы, как правило, заинтересовано много лиц и сторон, постольку пришлось расширить проблему до проблематики, что было успешно осуществлено. Стремление удовлетворить все заинтересованные стороны при решении проблемы для данного этапа системного анализа приводит к множественности целей. Даже если все частные цели объеденены одной формулировкой «глобальная цель», они существуют и неизменно проявятся при ее декомпозиции. Заметим, что в данном параграфе мы рассматриваем вопросы определения целей только самого верхнего уровня, поскольку цели последующих уровней иерархии могут быть получены алгоритмическим путем.
|
|
При выборе частной цели конкретной заинтересованной стороны необходимо учитывать систему ценностей, которой она придерживается. Носителями системы ценностей в экономических и организационных системах в первую очередь являются лица, принимающие решения. Однако не исключено, что для установления истинной системы ценностей заинтересованной стороны потребуется изучение мнений менеджеров среднего звена, специалистов и даже линейных исполнителей. Вопрос о системе ценностей, по существу, предопределяет выбор конфигуратора, т.е. набора языков, на которых будут сформулированы цели системного анализа.
На формулировку целей налагается одно существенное ограничение: цели должны излагаться в номинальной шкале. Это означает, что они могут быть названиями (10%-ное повышение производительности труда) или текстовыми предписаниями (к концу года добиться увеличения объемов продаж на 20%). Употребление более сильных шкал, по существу, представляет собой переход от целей к критериям, что надлежит осуществить на следующем этапе системного анализа.
Процесс целеполагания сопровождает большая опасность смешения целей. Обычно такая ситуация возникает тогда, когда специалисты-профессионалы, участвующие в решении проблемы, навязывают свое видение мира и подменяют истинные цели системного анализа своими. Например, среди хирургов нередко можно услышать: операция прошла успешно, но пациент умер. Это означает, что хирург подменил истинную цель лечения, заключающуюся в выздоровлении пациента, своей собственной - в точности выполнить план операции. Такое же может случиться, когда, отдав охотничью собаку кинологу на воспитание, через некоторое время вместо обычной рабочей собаки можно получить победителя выставки. В экономической сфере имеется большое количество отмеченных конкурсными призами рекламных плакатов, которые не оказали никакого влияния на сбыт рекламируемой продукции.
|
|
Не редко на этапе целеполагания истинные цели подменяются средствами их достижения. Например, в одном исследовании проблемы «где лучше разместить новую больницу» выяснилось, что действительная цель заключалась в улучшении медицинского обслуживания населения, и среди предложенных альтернатив нашлись более эффективные способы использования имеющихся ресурсов, нежели строительство новой больницы. Классическим проявлением подмены целей в экономике является перепроизводство продукции. Запланированные рубежи достигнуты, ресурсы потрачены, а достигнута ли истинная цель - неизвестно.
Очень часто первоначально сформулированные цели по мере проведения системного анализа изменяются или отменяются совсем. Это вызвано тем, что субъект, цели которого должны быть учтены в системном анализе, сам не может их осознать и четко сформулировать. Со временем по мере исследования предметной области ситуация проясняется, цели приобретают конкретные очертания и уточняются их формулировки. Более того, изменение первоначальных целей по содержанию может происходить вследствие \ изменения объективных условий или субъективных установок, влияющих на выбор целей. Таким образом, целеполагание должно предусматривать возможности уточнения, расширения и даже замены первоначальных целей системного анализа.
Основные трудности при определении целей следующие:
1) цель — это описание желаемого будущего, в чем легко ошибиться или допустить неточные формулировки;
2) так как проблему нельзя отрывать от проблематики, то цель редко бывает единственной;
3) формирование целей заинтересованных сторон осуществляется с учетом существующих систем ценностей, которые, как правило, различны, а то и противоречивы;
4) при множественности целей существует опасность их смешения или подмены средствами, которые должны обеспечить достижение целей;
5) цели могут меняться с течением времени.
На данном этапе системного анализа необходимо помнить, что определить правильную цель важнее, чем найти наилучшую альтернативу. Дело в том, что не самая лучшая альтернатива все-таки ведет к цели, пусть и не оптимальным путем, в то время как выбор неправильной цели никогда не приведет к решению проблемы, а станет причиной появления новых проблем.
Выбор критериев
Для того чтобы правильно сделать выбор в пользу того или иного пути разрешения проблемы, необходимо иметь средства для сравнения допустимых альтернатив. Таким средством служат критерии. В данном случае под критерием понимают любое основание сравнения альтернатив. Это означает, что критерием качества альтернативы может служить любой ее признак, значение которого можно зафиксировать как минимум в порядковой шкале. После того, как такая характеристика найдена (критерий определен), появляется возможность ставить задачи выбора и оптимизации.
Критерий — это подобие цели или ее модель. Конкретный критерий является проекцией (отображением) ценностей, воплощенных в целях, на параметры допустимых альтернатив. Определение значения критерия для данной альтернативы, по существу, является косвенным измерением степени ее пригодности как средства достижения цели. Другими словами, критерий представляет собой количественную модель качественной цели.
В дальнейшем при практическом решении конкретных задач цели заменяются критериями, которые отодвигают их на второй план. Следовательно, от критериев требуется как можно большее сходство с целями, чтобы оптимизация по критериям соответствовала максимальному приближению к цели. С другой стороны, критерии не могут полностью совпадать с целями уже хотя бы потому, что они фиксируются в разных шкалах: цели - в номинальных, критерии - в порядковой и выше.
Многокритериальность реальных задач связана не только с множественностью целей, но и с тем, что одну цель редко удается выразить одним критерием. Это и понятно, поскольку, как всякая модель, критерий лишь приближенно отображает цель, и адекватность одного критерия может оказаться недостаточной. Например, число студентов, приходящихся на одного преподавателя, не однозначно связано с качеством подготовки специалистов в вузе, а большая капитализация компании далеко не гарантирует конкурентных преимуществ ее продукции на рынке.
В этих случаях решение может состоять не столько в поиске более адекватного критерия (возможно, его и не существует), сколько в использовании нескольких критериев, описывающих одну цель по-разному и дополняющих друг друга. Так, опыт формирования критериев для достижения достаточно ясной цели повышения качества подготовки специалистов в вузе показывает, что наряду с упомянутым критерием «число преподавателей на одного студента» необходимо учитывать расходы на студента в год, объем бесплатно предоставляемого времени для работы в компьютерных сетях, число выпускников данного вуза, зарегистрированных на бирже труда, долю профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями и т.д. Впрочем, очевидно, что и перечисленные, критерии отражают только отдельные стороны качества подготовки специалистов.
Поскольку, с одной стороны, многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели, а с другой - повышает сложность решения задачи, то необходимо минимизировать число используемых критериев при достаточно полном охвате цели. Это означает, что критерии должны описывать все важные, аспекты цели, но при этом критериев должно быть немного. Последнее требование выполняется в том случае, если критерии являются независимыми и не связанными друг с другом.
Для обеспечения полноты и всесторонности охвата цели очень полезной является формальная модель проблемной ситуации, включающая три взаимодействующих компонента:
• проблемосодержащую систему, в которой существующая ситуация воспринимается как проблема;
• проблеморазрешающую систему, которая может так повлиять на ход событий, что проблема исчезнет полностью или ослабнет;
• внешнюю среду, в которой существуют и с которой взаимодействуют обе системы.
Рис. 6.3.1. Формальная модель проблемной ситуации
Применительно к формированию критериев данная модель позволяет не только повысить полноту набора критериев, но и структурировать этот набор, установив такие различия между критериями, которые впоследствии облегчат постановку оптимизационных задач. Отправной точкой структуризации критериев является то, что характер целей для трех компонентов проблемной ситуации различен: для проблемосодержащей системы это цели достижения (главное — разрешить проблему); цели проблеморазрешающей системы связаны с рациональным расходованием ресурсов на разрешение проблемы (главное — экономно решить проблему); а цели внешней среды носят пассивный, но обязательный характер (главное - не предпринимать ничего, что противоречило бы законам природы). Содержательная сторона этого процесса состоит в том, что происходит согласование ресурсов проблеморазрешающей системы с потребностями проблемосодержащей системы при ограничениях внешней среды.
Так возникают критерии эффективности (целевые критерии), подлежащие оптимизации, а также критерии ограничения и сохранения, требующие постоянства. Целевой критерий открывает возможности для выдвижения все новых и новых альтернатив в поисках наилучшей, а критерии-ограничения и критерии-сохранения, запрещая некоторые из альтернатив, заведомо уменьшают их число. Одними целевыми критериями можно жертвовать ради других, а критерии-ограничения и критерии-сохранения исключать нельзя, они должны быть жестко соблюдены. В этом смысле расширение спектра целевых критериев усложняет работу системного аналитика, а расширение спектра критериев-ограничений и сохранений - упрощает ее.