Как только заходит речь о субъективных целях и средствах их достижения, мы непременно сталкиваемся с вопросами этики. К этом аспекте системный анализ имеет много общих черт с обычными научными исследованиями. И в том и другом случае необходимы научная добросовестность, честность, объективность, требовательность к собственной компетенции, культура общения с коллегами и оппонентами.
Однако кроме чисто научных этических норм при проведении системного анализа существуют специфические этические проблемы, не замечать которые никак нельзя. Они лежат в плоскости человеческих ценностей и индивидуальных интересов лиц, принимающих решения. Это заметно усиливает значение этических аспектов в поведении системного аналитика.
Например, одна из опасностей в системном анализе заключается в навязывании аналитиком своего мнения лицу, принимающему решения. С другой стороны, опасность существует и в том, что, желая максимально отработать полученный заказ, системный аналитик может пойти на поводу желаний лица, принимающего решения, и по существу, подвести научную базу под его точку зрения на проблему. Чтобы исключить эти неприемлемые крайности, очень желательно добиться доверительных отношений между аналитиком и ЛПР. Установление таких отношений облегчается при следующих условиях:
|
|
1) любая сторона может отказаться от продолжения работы в любой момент и по любой причине, если она не удовлетворена ее ходом;
2) системный аналитик должен значительное время уделять обучению персонала организации, чтобы впоследствии персонал смог выполнять системные исследования самостоятельно;
3) системный аналитик должен всячески подчеркивать и поощрять заслуги других участников системного анализа и не стремиться присваивать себе все успехи, связанные с получением положительных результатов;
4) системный аналитик вправе предъявлять профессиональные требования к условиям работы и, если последние не отвечают профессиональным стандартам, например, если не обеспечен свободный доступ к нужным лицам и информации, он вправе прекратить работу;
5) системный аналитик должен открыто и искренне проявлять уважение к ЛПР.
Вместе с тем, жестко позиционируя себя профессионально системный аналитик в чем-то должен идти на компромиссы. Например, для того чтобы завоевать доверие заказчика, ему следует включать в модели детали, которые тот считает существенными, хотя сам аналитик придерживается противоположного мнения. Однако далеко не всегда компромиссы столь безболезненны и позволительны. Требуется определенная смелость, чтобы предложить ЛПР альтернативу, которая заведомо встретит его негативную реакцию, хотя анализ показывает ее высокую эффективность.
|
|
Если принципы системного аналитика противоречат принципам ЛПР, рекомендуется следовать следующим этическим правилам:
• не работать на заказчика, чьи цели противоречат гуманистическим ценностям и собственным убеждениям аналитика;
• отказываться проводить анализ только в целях обоснования уже принятого решения;
• не работать на заказчика, не дающего доступа к информации и не позволяющего публиковать полученные результаты.
Вместе с тем системный аналитик должен:
• не скрывать альтернатив, которые не нравятся ему самому и доводить их до сведения ЛПР;
• явно сообщать о предположениях, лежащих в основе полученных результатов;
• обращать внимание ЛПР на устойчивость и/или чувствительность полученных результатов.
Соблюдение перечисленных этических правил является прерогативой системного аналитика. Поэтому аналитик волен сам выбирать для себя этические нормы поведения и глубину их соблюдения.
Этика систем
В системном анализе кроме этики его непосредственных участников различают еще и этику исследуемых систем. Исследования показали, что многие реальные системы на самом деле служат не тем целям, ради которых они были созданы, а подчинены целям работающих в них людей. Так, не секрет, что в отдельных больницах интересы врачей часто ставятся выше интересов больных, а в некоторых вузах интересы преподавателей выше интересов студентов. Быть может, эгоизм системы столь же естествен, что и эгоизм личности, и вопрос заключается в том, как вести себя с системой, эгоизм которой выходит за разумные пределы. Однако очевидно, что безоговорочный отказ работать на неэтическую систему не всегда оправдан. Не исключено, что системный анализ может изменить этику проблемной системы к лучшему.
Известно, что поведение участников любой социокультурной системы определяется ее институциональной средой, в основе которой лежит действующее законодательство. Однако в силу высокой системной динамики законодательные акты не могут регулировать поведение участников системы во всех случаях, поскольку это потребовало бы постоянного изменения законов. В результате в обществе получили развитие этические регуляторы - мораль, этика, нормы профессионального поведения и нормы общественной жизни. Такие регуляторы определяют поведение людей там, где жесткие законы бессильны.
Одним из существенных недостатков процессов институционального строительства в России является недооценка этических факторов при создании новых и модернизации действующих социально-экономических систем (институтов). Как следствие, многие системы не соответствуют современным требованиям цивилизованных отношений, что препятствует формированию в России экономики инновационного типа. Кроме того, поскольку системы не отвечают этическим принципам социальной справедливости, постольку это приводит к ослаблению стимулов к труду, росту социальной напряженности и социальной апатии в обществе.
В качестве примера проанализируем этичность системы государственной аттестации научно-педагогических кадров, которая отражается в работе Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России. В процессе государственной аттестации сталкиваются объективно обусловленные интересы его участников — экспертов, соискателей ученых степеней и званий, аппарата ВАК, научного сообщества, системы высшего профессионального образования, верховной государственной власти и околонаучного бизнес-партнерства, которое представляет собой некое образование внутри научного сообщества, научившееся извлекать незаконную материальную выгоду в рамках действующей системы государственной аттестации. Ниже анализируются интересы каждой из перечисленных групп.
|
|
В подавляющем большинстве личные интересы экспертов имеют чисто альтруистическую природу и, как привило, концентрируются вокруг понятий «самовыражение» и «самореализация». Работу в экспертном совете любой эксперт расценивает как новую возможность профессионального роста и повышения квалификации. Он стремится к полному самовыражению, профессиональной самореализации и, как следствие, повышению своего социального статуса. Тем не менее поскольку высокопрофессиональная экспертная деятельность государством никак не оплачивается, многие эксперты свои материальные запросы могут переносить в другие группы участников процесса государственной аттестации.
Соискатель стремится реализовать свои научные амбиции и, как результат, улучшить условия профессиональной деятельности, повысить качество жизни, добиться уважения окружающих, поднять самооценку и положение в обществе. При этом он старается (иногда неосознанно) достичь желаемого с минимальными усилиями. Нередко (если это позволяют возможности) значительную часть работы по подготовке диссертации соискатель готов делегировать другим участникам процесса.
Интересы научного сообщества проявляются в действиях, направленных на повышение престижа ученого, защиту его профессиональных интересов, определение сфер исключительной компетенции и создание благоприятных условий для развития науки. Поскольку вхождение в это сообщество возможно только посредством защиты диссертационной работы, отдельные его представители изловчились проводить в него новых членов с «черного хода», т.е. путем подготовки диссертационных работ по заказу соискателей и протежирования их прохождения на всех этапах защиты, экспертизы и утверждения в ВАК России.
Таким образом, в рамках научного сообщества сформировалось некое партнерство, которое сумело трансформировать необоснованные научные амбиции отдельных членов общества в прибыльный бизнес. Это партнерство не имеет законченного организационного оформления. Однако его системообразующие центры явно просматриваются и довольно просто диагностируются. Члены этот партнерства присутствуют во всех инстанциях, причастных к защите диссертаций и прохождению дел. Такое положение во многом объясняется тем, что в силу своей ментальности научное сообщество терпимо относится к существованию этого инородного включения в своей среде. Разумеется, что интересы этого бизнес партнерства заключаются в том, чтобы как можно дольше сохранять сложившееся положение вещей.
|
|
Аппарат ВАК также заинтересован в сохранении сложившеюся положения вещей. Во-первых, это обеспечивает его сотрудникам необременительную работу государственных чиновников со всеми вытекающими привилегиями, а во-вторых, в их руках сконцентрировано значительно влияние на научную и «околоначальную» среду. В последние пять лет именно эта группа перехватила инициативу и определяет направления реформирования системы.
Как известно, главным заказчиком научно-педагогических кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров — является система высшего профессиональною образования (ВПО). Для вузов даже установлены специальные нормативы: сколько преподавателей с учеными степенями и званиями должно приходиться на сотню студентов. Например, для университетов требуется, чтобы на 100 студентов было как минимум 16 докторов наук и профессоров и не меньше 75% профессорско-преподавательского состава с научными степенями и званиями. Для академий это соответственно составляет 10 человек из 65%. В этой связи система ВПО заинтересована в том, чтобы система аттестации научно-педагогических кадров пропускала как можно больше соискателей по всему спектру научных специальностей. Наличие и структуре вузов аспирантуры и докторантуры является дополнительным стимулом к увеличению пропускной способности системы аттестации, поскольку процент успешного их окончания (с защитой диссертации) также входит в акредитационные и аттестационные нормативы вузов.
Интересы верховной государственной власти концентрируются вокруг вопросов перевода страны на инновационный путь развития. Известно, что проложить путь инновациям способна только наука. В этой связи верховная власть заинтересована в том, чтобы диссертационные работы выполнялись на прорывных направлениях науки и чтобы их результаты могли составить прочную базу для инновационного развития страны. К сожалению, в настоящее время научные исследования выполняются не там, где надо, а там, где легче. Поэтому по числу защищаемых работ с большим отрывом лидируют гуманитарные науки (экономика, педагогика и право), в то время как точные науки (физико-математические, химические, геологические и, главное, технические) отстают. Естественно, верховная власть хотела бы изменить структуру отечественной науки, переставив акценты на научные направления второй отмеченной группы, но то ли отсутствуют рычаги для таких изменений, то ли пока это не первостепенная задача.
Интересы общества заключаются в достижении стабильной обстановки в отечестве на основе гармонизации интересов различных групп и слоев населения. В идеальном случае задача общества заключается в том, чтобы не допустить антагонизма между этими группами, равно как не позволить ни одной из групп явно доминировать над другими. Если исходить из того, что этичной можно считать только такую систему, интересы активных элементов которой сбалансированы в долгосрочной перспективе, а система достойно выполняет свою благостную миссию, то современную отечественную систему аттестации научно-педагогических кадров вряд ли можно причислить к этичным. С одной стороны, она не в состоянии обеспечить инновационное развитие страны, а с другой — в ее составе имеется инородное включение — бизнес-партнерство, которое прогрессирует и расширяет ареал своего влияния.
Тем не менее это далеко не означает, что системные аналитики не должны работать с этой неэтичной системой. Ее значение для нормального функционирования и развития государства столь значительно, что без внимания ее оставлять нельзя. Системные аналитики должны найти приемлемое решение проблемы неэтичности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров и перевести ее в режим нормального (этичного) функционирования. Дело только за социальным (государственным) заказом на проведение такого системного исследования.
К сожалению, экономисты и политики имеют обыкновение пренебрегать исследованием нравственных и духовных аспектов роста и совершенствования экономики. В то же время экономика — это только часть государственной системы, все элементы которой взаимодействуют друг с другом и одинаково важны. Стабильность и жизнеспособность государства определяются прежде всего уровнем нравственного и духовного развития.
Очевидно, нельзя успешно решать общенациональные социально-экономические задачи, не осмыслив, какую роль играют нравственно-этические факторы в повышении эффективности хозяйствования и в проведении социально-экономической политики страны. Реализация любой экономической политики невозможна без обращения к нематериальной могущественной силе любой системы, которую образуют культура и ее морально-этическое наполнение.