Как обеспечить необходимую и достаточную вооруженность системного анализа знаниями

Нельзя сказать, что системный анализ в экономике уже сфор­мировался в строгую прикладную науку. До настоящего времени многие решения системных аналитиков в экономике балансируют на грани здравого смысла, инженерии и искусства. Тем не менее накопленный опыт позволил выстроить этапность системного анализа экономических систем, определить круг решаемых задач в рамках каждого этапа и их методико-инструментальную поддержку. Типовую методику проведения системного анализа явления, прцесса или системы экономической природы, не следует восприни­мать как догму в каждом конкретном случае. Ее надо использовать как руководство к действию и каждый раз формировать собствен­ную методику системного исследования проблемного экономиче­ского объекта.

При проведении системного анализа аналитик использует как формализованные знания, накопленные и зафиксированные его предшественниками, так и неформализованные, или житейские, обогащенные личным опытом. При этом и те и другие знания мо­гут иметь разный уровень развития. Если ограничиться только дву­мя градациями знаний аналитика - высокие и низкие, - то можно построить таблицу, характеризующую специфику аналитической деятельности.

 

Таблица 6.4.2. Вооруженность системного аналитика знаниями

 

 

Неформализованные (житейские) знания

Формализованные знания

Высокие Низкие
Высокие Более чем достаточная Приемлемая
Низкие Достаточная Неприемлемая

 

Идеальный случай, когда системные исследования соответству­ют первой четверти таблицы и проводятся с опорой на высокие формализованные и неформализованные знания аналитика. Но это возможно только в том случае, когда аналитик — крупный специа­лист в методологии системного анализа и до тонкостей знает иссле­дуемую предметную область. Последнее требование выполнимо только тогда, когда аналитик является сотрудником исследуемой экономической системы или имеет богатый опыт исследования аналогичных систем.

Поскольку большей частью системные исследования проводятся силами приглашенных специалистов, то говорить о высоком уровне их житейских знаний в предметной области не приходится. В этом случае системные исследования соответствуют третьей четверти таблицы, что также гарантирует высокую вероятность хорошего результата.

Вторая четверть таблицы, как правило, соответствует случаю, когда предприятие или организация   (экономическая система) своими силами взялись за проведение системного анализа. Рассчитывать на приемлемый результат этого мероприятия можно, но этобудет стоить больших затрат времени, а возможно, и ресурсов.

И наконец, последняя, четвертая четверть таблицы соответст­вует самому нежелательному варианту развития событий. Он воз­никает в том случае, когда по каким-то причинам (погоня за деше­визной, желание поддержать дружественную структуру и т.п.) ком­пания ошиблась в выборе исполнителя своего заказа на системные исследования. Такой вариант ни к чему другому кроме затрат ресурсов и времени привести не может.

Из всего этого напрашивается один вывод, который, учитывая его важность для судьбы системного исследования, следует возвести в принцип. Он заключается в том, что естественная ограниченность формализованных знаний о методологии системного анализа у заказчика, с одной стороны, и невысокий уровень неформализованых знаний аналитиков в подлежащей системному исследованию предметной области, с другой стороны, вынуждают их сотрудни­чать. Если стороны действительно стремятся решить существующую проблему, то они должны неукоснительно следовать этому принципу и тесно сотрудничать на всех этапах проведения системного ана­лиза. В этой связи взаимоотношениям заказчика и системного ана­литика необходимо уделять самое пристальное внимание. 

                                                                     

Внедрение результатов системного анализа                                                   

Системный анализ относится к классу прикладных научных дисциплин. Его конечная цель — изменение существующей ситуации. Окончательное суждение о полезности проведенного системного анализа можно сделать на основании результатов его практического применения. Результаты зависят не только от правильности и обоснованности методов системного исследования, но и от того, насколько правильно и точно реализованы выработанные рекомендации. В практике системного анализа имеется много случаев, когда хорошие результаты были отвергнуты лицами, принимающими решения. А в других случаях внедренные в практику рекомендации использовались лишь до тех пор, пока их автор сам участвовал в процессе реализации.

Системная практика

Понимая сложность претворения в жизнь результатов системно­го анализа, авторитетные ученые в области его применения в эко­номике (Рассел Акофф, Джамшид Гараедаги, Питер Сенге и др.) выделили это в самостоятельный раздел современной системной методологии, который Рассел Акофф назвал теорией практики. Ос­новная задача этого раздела заключается в исследовании условий эффективного применения полученных результатов системного анализа. Никакая, даже самая лучшая, теория практики не приведетк успеху, если базовая теория, результаты которой подлежат вне­дрению, недостаточно хороша. Как образно выразился по этому по­воду Рассел Акофф, теория систем и теория практики подобны про­тивоположным полам, необходимым для производства потомства.

Под практикой в данном случае понимается работа на заказчика, наделенного властью, достаточной для изменения системы теми спо­собами, которые определены исследованием. Приверженцы этой тео­рии подчеркивают, что в этой работе (особенно на начальных ее эта­пах) обязательно должны принимать участие все заинтересованные стороны. Поскольку предметом теории практики является эффектив­ность внедрения результатов системного анализа, то под эффективной практикой следует понимать улучшение работы организации-заказчика с точки зрения хотя бы одной заинтересованной стороны и отсутствие ухудшения ее работы с точки зрения всех остальных.

Теперь логично остановиться на том, что представляет собой практикующий системный аналитик. По утверждению Рассела Акоффа, это не тот, кто столкнувшись с проблематикой организа­ции, собирает симптомы, ставит диагноз и выписывает рецепт, по­добно врачу, имеющему дело с пациентом, а тот, кто оказывает поддержку и помощь, делает других способными справляться со своими проблемами более успешно, чем они это могут сделать без его помощи. Таким образом, системный аналитик более похож на учителя, чем на врача. Учителя знают, что они не могут научиться вместо своих учеников (которые должны научиться сами), но учи­теля могут помочь ученикам научиться большему и быстрее, чем это они сделают без учительской помощи.

С другой стороны, системная практика прежде всего является познавательным процессом не только для заказчиков, но и для са­мих аналитиков. Если они ничему не научатся в ходе работы, то они не практикуют, а консультируют, делясь тем, что они знали заранее. Другими словами, цель практики — поднять исследуемую систему, а также все ее заинтересованные стороны и самих анали­тиков, вовлеченных в работу, на более высокий уровень понимания и интеллектуального развития.

Развитие связано с обучением, а обучаться за других невозмож­но, поэтому невозможно развивать другого человека или экономи­ческую систему извне. Единственный способ развития это самораз­витие. Тем не менее можно поощрять и поддерживать развитие дру­гих, но только при их участии. Поэтому участие заинтересованных сторон в системной практике абсолютно необходимо.

Если некоторые из заинтересованных сторон представляют со­бой малодоступные или слишком малочисленные группы, то необ­ходимо выбрать типовых представителей этих групп и работать с ними как в ходе проведения системного анализа, так в ходе вне­дрения его результатов. Лишь в крайнем случае аналитик может брать на себя представительство отдельных заинтересованных сто­рон, и то после тщательного изучения их интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: