Объект и субъект в теории систем

 

Основное свойство комплексного понятия “теория систем” связано с целью формирования конструктивного познавательного процесса как системной парадигмы наших знаний, отраженной в настоящее время во многих конкретных формах в различных конкретных предметных областях знаний и в конкретных схемах организации познавательной деятельности.

Системный подход в таком понимании определяет конструктивное направление в теории систем и теории системного анализа.

Основными категориями в познавательном процессе вы ступают понятия объекта и субъекта. Итак, цель теория познания с оттенком познавания – формирование системной парадигмы (системы, образца) для познающего субъекта. Парадигма должна описывать в обобщенной категориальной форме процесс организации познавательной деятельности для формирования на этой базе конструктивов и технологических схем для организации частных процессов деятельности познающего субъекта при решении его конкретной системной задачи.

В этом смысле системный подход выступает в качестве исходного принципа решения проблемы, ведущего к формированию современной теории систем и теории системного анализа, как самостоятельного научного направления в эпистемологии (теории познания).

Объект на эмпирическом экспериментальном уровне познания определяется как выделенная субъектом часть мира для наблюдений, исследований и управления, как “вещь в себе”, которую наблюдатель (субъект) хотел бы иметь в форме “вещи для нас”.

Например, электрические явления в природе и электроэнергетика современного мира, природные вещества земли и химия природных веществ в науке и в быту человечества, географические условия существования на земле и системы жизнеобеспечения, созданные людьми…

Переход от форм существования объекта как “вещь в себе” к формам существования объекта как “вещь для нас” связан с развитием многих конкретных наук, их отображений в технике и социальной жизни организованного сообщества (социума).

Для познающего индивидуума переход от “вещи в себе” (Ъ) к “вещи для нас” (Ь) связан с изучением определенной суммы знаний по основным профилирующим дисциплинам го специальности и специализации.

При этом независимо от изучаемой дисциплины можно выделить следующие общесистемные операции:

R(Ъ Ь) = К – операция конкретизации, т.е. переход от общего к менее общему и в итоге к частному и конкретному;

R(ЬЪ) = А – операция абстрагирования, обратная операции конкретизации: (К)-1 = А; (А) –1=К.

R(ЪЬ) – операция интерпретации, установление соответствия между различными уровнями познавательного процесса;

R(Ъ{S}) – операция идентификации объекта, как системы на основе системного подхода.

Здесь использовано обозначение твёрдого знака Ъ для объекта, как вещи в себе.

Мягкий знак Ь определяет объект как вещь для нас, а также при обозначении субъекта, как объекта особой природы, обладающего свойством целепологания, творца процесса вещи для нас.

На рис. 1.2 приведены известные примеры (образцы) для описания процесса перехода от ъ к ь на знаково-лингвистическом уровне операций А-К:

а) для узла №1(лингвистическая концепция)[ ]:

L – множество языковых средств общения;

E – выбранный естественный язык; ECL;

V – ограниченный естественный язык;VCL;

A – строго формализованный язык описания; ACE;

J – объектный язык интерпретации;

б) для узла №2 (рациональный подход) [ ]:

Y1 – знаково – лингвистический уровень идентификации объекта;

Y2 – теоретико-множественный; Y3 – абстрактно–алгебраический; Y4 – логико-математический; Y5 – топологический; Y6 – информационный; Y7 – динамический.

в) для узла 3 (эмпирический подход)[ ]:

 – система объекта;

К – конкретная система;

А – абстрактная общая система;

I – исходная система; I  (; К;А);

D – система данных;

F - порождаемые системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: