Основное свойство комплексного понятия “теория систем” связано с целью формирования конструктивного познавательного процесса как системной парадигмы наших знаний, отраженной в настоящее время во многих конкретных формах в различных конкретных предметных областях знаний и в конкретных схемах организации познавательной деятельности.
Системный подход в таком понимании определяет конструктивное направление в теории систем и теории системного анализа.
Основными категориями в познавательном процессе вы ступают понятия объекта и субъекта. Итак, цель теория познания с оттенком познавания – формирование системной парадигмы (системы, образца) для познающего субъекта. Парадигма должна описывать в обобщенной категориальной форме процесс организации познавательной деятельности для формирования на этой базе конструктивов и технологических схем для организации частных процессов деятельности познающего субъекта при решении его конкретной системной задачи.
В этом смысле системный подход выступает в качестве исходного принципа решения проблемы, ведущего к формированию современной теории систем и теории системного анализа, как самостоятельного научного направления в эпистемологии (теории познания).
|
|
Объект на эмпирическом экспериментальном уровне познания определяется как выделенная субъектом часть мира для наблюдений, исследований и управления, как “вещь в себе”, которую наблюдатель (субъект) хотел бы иметь в форме “вещи для нас”.
Например, электрические явления в природе и электроэнергетика современного мира, природные вещества земли и химия природных веществ в науке и в быту человечества, географические условия существования на земле и системы жизнеобеспечения, созданные людьми…
Переход от форм существования объекта как “вещь в себе” к формам существования объекта как “вещь для нас” связан с развитием многих конкретных наук, их отображений в технике и социальной жизни организованного сообщества (социума).
Для познающего индивидуума переход от “вещи в себе” (Ъ) к “вещи для нас” (Ь) связан с изучением определенной суммы знаний по основным профилирующим дисциплинам го специальности и специализации.
При этом независимо от изучаемой дисциплины можно выделить следующие общесистемные операции:
R(Ъ Ь) = К – операция конкретизации, т.е. переход от общего к менее общему и в итоге к частному и конкретному;
R(ЬЪ) = А – операция абстрагирования, обратная операции конкретизации: (К)-1 = А; (А) –1=К.
R(ЪЬ) – операция интерпретации, установление соответствия между различными уровнями познавательного процесса;
|
|
R(Ъ{S}) – операция идентификации объекта, как системы на основе системного подхода.
Здесь использовано обозначение твёрдого знака Ъ для объекта, как вещи в себе.
Мягкий знак Ь определяет объект как вещь для нас, а также при обозначении субъекта, как объекта особой природы, обладающего свойством целепологания, творца процесса вещи для нас.
На рис. 1.2 приведены известные примеры (образцы) для описания процесса перехода от ъ к ь на знаково-лингвистическом уровне операций А-К:
а) для узла №1(лингвистическая концепция)[ ]:
L – множество языковых средств общения;
E – выбранный естественный язык; ECL;
V – ограниченный естественный язык;VCL;
A – строго формализованный язык описания; ACE;
J – объектный язык интерпретации;
б) для узла №2 (рациональный подход) [ ]:
Y1 – знаково – лингвистический уровень идентификации объекта;
Y2 – теоретико-множественный; Y3 – абстрактно–алгебраический; Y4 – логико-математический; Y5 – топологический; Y6 – информационный; Y7 – динамический.
в) для узла 3 (эмпирический подход)[ ]:
– система объекта;
К – конкретная система;
А – абстрактная общая система;
I – исходная система; I (; К;А);
D – система данных;
F - порождаемые системы.