Для выполнения задачи “Рейтинг” следует:
Загрузить Microsoft Windows. Загрузка Windows происходит либо автоматически при включении компьютера, либо для этого в коммандной строке следует набрать win и нажать клавишу “ Enter ”.
Запустить приложение Microsoft Excel. В Windows 3.X для этого следует найти иконку програмной группы Microsoft Office и щёлкнуть на ней два раза левой клавишей мыши, после чего в открывшемся окне найти иконку Microsoft Excel и также дважды щёлкнуть на ней левой клавишей мыши. В Windows’95 для запуска Excel следует нажать кнопку Пуск, в меню Программы найти иконку Excel и щёлкнуть на ней один раз левой клавишей мыши.
В первую строку занести шапку таблицы. Для этого в ячейки с A1 по R1 внести следующие символы: n(i), Оценка, , /n, a(y), b(y), m(j), (j), (j), x р (j), q р (j), К др, W р, r(j), x м (j), q м (j), К дм, W м.
Во вторую строку занести числа от 1 до 18 (в ячейки с A2 по R2).
В столбец A (ячейки A3 – A28) внести номера предметов из зачётки n(i). Для автоматизации процесса: занести в A3 цифру 1, в А4 цифру 2, выделить эти две ячейки (с помощью клавиш со стрелками удерживая клавишу Shift), подвести курсор мыши к правому нижнему углу образовавшегося прямоугольника до превращения курсора в чёрный крестик, после чего, нажав левую клавишу мыши, растянуть прямоугольник на нужное число ячеек.
|
|
Заполнить столбец B (ячейки B3 – B28) оценками из зачётной книжки в строгом соответствии с порядковыми номерами.
Заполнить столбец C. Для этого в ячеке C3 записать =B3, а в ячейке C4: =B4+C3. После этого выделить ячейку С4 и скопировать её в буфер, выбрав пункт меню Правка – Копировать. Выделить (с помощью клавиш со стрелками удерживая Shift) ячейки C5 – C28, а за тем вставить формулу, выбрав пункт меню Правка – Вставить.
Заполнить столбец D. Для этого в ячейке D3 записать =С3/A3, после чего распространить формулу на ячейки D4 – D28. Для этого скопировать формулу в буфер, выделить ячейки D4 – D28 и вставить в них формулу (как в предыдущем пункте).
Заполнить столбец E. Для этого в ячейке E3 записать =D3*0,25,после чего скопировать формулу в буфер, выделить ячейки E4 – E28 и вставить в них формулу (как в предыдущем пункте).
Заполнить столбец F. Для этого в ячейке F3 записать =2*E3+1,25,после чего скопировать формулу в буфер, выделить ячейки F4 – F28 и вставить в них формулу (как в предыдущем пункте).
Заполнить столбец G. Для этого занести в ячейки G3 –G102 порядковые номера учебных часов. Автоматизацию процесса можно осуществить аналогично пункту 5.
В столбец H занести виды занятий (например, 1Л – первая лекция, 3С – третий семинар).
В столбец I занести даты проведения занятий.
В столбец J занести реальные данные по посещаемости (1 – присутствовал на занятии, 0 – отсутствовал).
|
|
Заполнить столбец K. Для этого в ячеке K3 записать =J3, а в ячейке K4: =J4+K3. После этого выделить ячейку K4 и скопировать её в буфер. Выделить ячейки K5 – K94, а за тем вставить формулу (аналогично пункту 7).
Заполнить столбец L. Для этого в ячейке L3 записать =K3/G3, после чего скопировать формулу в буфер, выделить ячейки L4 – L94 и вставить в них формулу (аналогично пункту 8).
Заполнить столбец М. Для этого в ячейке M3 записать: =L3*$F$28+$E$28. Распространить формулу на ячейки M4 – M94 аналогично пункту 8.
Занести в ячейки N3 – N102 случайные числа из [1, c.108] согласно варианту задания.
Создать матрицу субъективных вероятностей переходов. Для этого:
Занести в ячейки B31 – F31 шапку матрицы: S(i), S(j), P(i,j), rн, rk.
В ячейку B32 занести S(H2), в ячейку B37 S(H1), в ячейки С34 и C36 S(K2), в С41, С45, С48 и С50 S(K1), в B35, B42, C32 и C37 S(1), в B46, C33, C35, C38 и С42 S(2), в B49, С39, С43 и С46 S(3), в C40, С44, С47 и С49 S(4).
В ячейки D32 – D50 (столбец P(i,j) матрицы) занести субъективные вероятности переходов.
В ячейку F33 занести формулу =F32+1 и распространить её на ячейки E34 – E50 (аналогично пункту 8).
В ячейки E32, E35, E37, E42, E46 и E49 записать число 0.
В ячейку F32 записать формулу =(D32*100)-1.
В ячейку F33 записать формулу =E33+(D33*100)-1 и распространить её на ячейки F34 – F50 (аналогично пункту 8).
Выделить ячейки B31 – F50 и установить обрамление матрицы с помощью пункта меню Формат – Ячейки – Граница.
Записать в ячейку O3 формулу =ЕСЛИ(И((N3>=$E$32); (N3<=$F$32));1;0), а в ячейку O4 формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(И(N4>=$E$36;N4<=$F$36);И(N3>=$E$34;N3<=$F$34));0;1).
Выделить ячейки O3 и O4 и скопировать их в буфер, после чего подвести курсор к ячейке O5 и вставить формулы с помощью меню Правка – Вставить.
Записать в ячейку O7 формулу =ЕСЛИ(И((N7>=$E$37); (N7<=$F$37));1;0).
Записать в O8 формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(ИЛИ(И(N8>=$E$45;N8<=$F$45);И(N8>=$E$44;N8<=$F$44));ИЛИ(ИЛИ(И(N8>=$E$43;N8<=$F$43);И(N7>=$E$41;N7<=$F$41));ИЛИ(И(N7>=$E$40;N7<=$F$40);И(N7>=$E$39;N7<=$F$39))));0;1).
Записать в O9 формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(ИЛИ(И(N8>=$E$45;N8<=$F$45);И(N9>=$E$48;N9<=$F$48));ИЛИ(ИЛИ(И(N9>=$E$47;N9<=$F$47);И(N8>=$E$44;N8<=$F$44));ИЛИ(И(N7>=$E$40;N7<=$F$40);И(N7>=$E$41;N7<=$F$41))));0;1).
Записать в O10 формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(ИЛИ(И(N7>=$E$41;N7<=$F$41);И(N9>=$E$48;N9<=$F$48));ИЛИ(И(N8>=$E$45;N8<=$F$45);И(N10>=$E$50;N10<=$F$50)));0;1).
Выделить ячейки O5 – O10 и скопировать их в буфер с помощью пункта меню Правка – Копировать. Выделить ячейки O11 – O100 и вставить формулы с помощью пункта меню Правка – Вставить. Выделить ячейки O5 и O6, аналогично скопировать их в буфер, после чего произвести вставку в ячейку O101.
Заполнить столбец P. Для этого в ячеке P3 записать =O3, а в ячейке P4: =O4+P3. После этого выделить ячейку P4 и скопировать её в буфер. Выделить ячейки P5 – P102, а за тем вставить формулу (аналогично пункту 7).
Заполнить столбец Q. Для этого в ячейке Q3 записать =P3/G3, после чего скопировать формулу в буфер, выделить ячейки Q4 – Q102 и вставить в них формулу (аналогично пункту 8).
Заполнить столбец R. Для этого в ячейке R3 записать: =Q3*$F$28+$E$28. Распространить формулу на ячейки R4 – R102 аналогично пункту 8.
Выделить ячейки A1 – F28 и установить их обрамление с помощью пункта меню Формат – Ячейки – Граница.
Выделить ячейки G1 – R102 и так же установить для них обрамление.
Построить график динамики среднего значения оценки по данным зачётки. Для этого:
Выделить ячейки D3 – D26.
Вызвать мастер диаграмм с помощью пункта меню Вставка – Диаграмма.
В появившемся окне выбрать График, а во втором диалоговом окне выбрать тип графика, после чего нажать кнопку Далее.
В появившемся окне будет представлен общий вид графика. Для перехода в следующее окно следует нажать кнопку Далее.
В появившемся окне ввести название осей, установить линии сетки, убрать легенду.
После внесения всех необходимых параметров диаграммы нажать кнопку Готово.
С помошщью мыши расположить диаграму на листе в требуемом месте. Так же можно растянуть диаграмму до большего размера, потянув мышью за ее нижний правый угол.
|
|
Выделить ячейки L3 – L94 и построить график динамики реального коэффициента доверия аналогично пункту 33. Выделить ячейки Q3 – Q102 и построить график динамики смоделированного коэффициента доверия аналогично пункту 33.
Выделить ячейки M3 – M94 и построить график динамики реальной базовой оценки аналогично пункту 33. Выделить ячейки R3 – R102 и построить график динамики смоделированной базовой оценки аналогично пункту 33.
Сохранить файл воспользовашичь пунктом меню Файл – Сохранить как.
Вывести на печать полученные данные воспользовавшись пунктом меню Файл – Печать.
В заголовке таблицы используются следующие обозначения:
n(i) – порядковый номер предмета по зачётной книжке.
Оценка – оценка, полученная по текущему предмету.
– текущая сумма оценок.
/n – текущая средняя оценка.
a(y), b(y) – итоговые коэффициенты для формулы (2.14).
m(j) – номер учебного часа.
(j) – вид занятия.
(j) – дата занятия.
x р (j) – реальные данные посещаемости (1 – присутствовал на занятии, 0 – отсутствовал).
q р (j) – текущая сумма x р (j).
К др – реальный коэффициент доверия р.
W р – реальная базовая оценка.
r(j) – случайное число.
x м (j) – смоделированные данные посещаемости (1 – присутствовал на занятии, 0 – отсутствовал)
q м (j) – текущая сумма x м (j).
К дм – смоделированный коэффициент доверия м.
W м – смоделированная базовая оценка.
Краткое описание доступа к носителям информации и состав файлов.
Носители информации представлены в виде трёх файлов: ts_zpr99.doc, ts_ris99.doc и ts_zpr.xls. Соответственно в первом файле представлен текст данного учебного пособия в формате Microsoft Word из пакета Microsoft Office’97, во втором – некоторые рисунки из данного пособия (также в формате Microsoft Word), в третьем – электронная таблица для выполнения задачи “Рейтинг” в формате Microsoft Excel из пакета Microsoft Office’97. Все три файла упакованы архиватором Pkzip в файл tersys99.zip, который помещён на дискету.
Для доступа к информации, содержащейся в файлах, нужно разархивировыть файл tersys99.zip с помощью программы pkunzip.exe. Для доступа к файлам с расширением doc следует использовать приложение Microsoft Word из пакета Microsoft Office’97, а для доступа к файлам с расширением xls – приложение Microsoft Excel из того же пакета.
|
|
Содержание
Введение…………………………………………………………. | 3 |
1. Эпистемология. Основы конструктивного направления….. | 4 |
1.1. Понятия и категории понятий………………………….... | 4 |
1.2. Объект и субъект в теории систем………………………. | 7 |
1.3. Эпистемология и система………………………………… | 11 |
1.4. Конструктивизм в теории систем……………………….. | 13 |
1.5. Модели конструктивной теории систем………………… | 15 |
2. Конструктивизм на примере проблемы “Экзамен”……….... | 16 |
2.1. Экзамен как системное мероприятие………………….... | 16 |
2.2. Двойственность мероприятия “Экзамен”………………. | 17 |
2.3. Напоминатели и решатели системных задач………….... | 20 |
2.4. Концептуальная модель задачи “Рейтинг” обучаемого... | 21 |
2.5. Ненаправленная и направленная системы в задаче “Рейтинг”………………………………………………………............ | 24 |
2.6. Вычислительная модель и схема вычислительного процесса……………………………………………………………… | 25 |
2.7. Данные для проведения единичного эксперимента…… | 28 |
3. Имитационное моделирование в задаче “Рейтинг”………... | 34 |
3.1. Субъективные вероятности. Графы состояний и переходов………………………………………………………………... | 34 |
3.2. Имитационное моделирование процесса…………………. | 40 |
3.3. Динамика средней базовой оценки по результатам имитации……………………………………………………………... | 46 |
4. Системный анализ результатов……………………………... | 48 |
4.1. Реальные данные к задаче “Рейтинг”…………………... | 48 |
4.2. Технология обработки данных. Маски и адресные уравнения………………………………………………………..... | 55 |
4.3. Перспективы развития системы “Экзамен”……………. | 58 |
Заключение………………………………………………………. | 60 |
Приложение. Реализация вычислительного процесса с помощью Microsoft Excel……………………………………………... | 62 |
Библиографический список…………………………………….. | 77 |
Виктор Михайлович Панченко
ТЕОРИЯ СИСТЕМ:
ЗАДАЧИ И ПРИМЕРЫ
Учебное пособие
Редактор В.Б. Закорюкин
Литературный редактор Н.К. Костыгина
Подписано в печать 18.02.2005. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л.4,65. Усл. кр.-отт. 18,6. Уч.-изд. л. 5,0.
Тираж 100 экз. С 121
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Московский государственный институт радиотехники,
электроники и автоматики (технический университет)”
119454, Москва, пр. Вернадского, 78
*) (n, m) n – семестр, m – номер строки в зачётке
*) Выборка из [1, c. 108] по столбцу A4 и далее