Введение
Развитие судовых энергетических установок, увеличение их мощности, надежности и долговечности обуславливает создание надежных, эффективных, простых в изготовлении и эксплуатации судовых теплообменных аппаратов, являющихся неотьемлимой частью энергетических установок.
Судовые охладители и подогреватели жидкостей представляют собой устройства, в которых происходит передача тепла от одной среды (теплоотдающей) к другой (тепловоспринимающей).
По характеру обмена теплом судовые охладители и подогреватели являются в основном теплообменными аппаратами поверхностного типа, когда передача тепла от теплоотдающей среды к тепловоспринимающей происходит через разделяющую их поверхность, а по принципу работы – рекуперативными (передача тепла происходит при одновременном протекании теплообменивающихся сред).
По назначению судовые охладители и подогреватели жидкостей можно подразделить на энергетические, вспомогательные и бытовые. Аппараты первой группы применяются в системах охлаждения воды и масла главных двигателей, для подогрева питательной воды в конденсатно-питательных системах и подогрева топлива перед форсунками паровых котлов. Аппараты второй группы используются в судовых системах и вспомогательных установках для охлаждения или подогрева воды или вязких жидкостей. В системах кондиционирования воздуха, отопления судовых помещений и санитарно-бытовых системах применяются аппараты третьей группы.
|
|
Несмотря на то, что судовые охладители и подогреватели жидкостей различаются по назначению, роду теплоносителей и конструкции, можно сформулировать общие требования, которые необходимо учитывать при их проектировании. Основные эксплуатационные требования – это надежность аппаратов в течение заданного срока и простота обслуживания в судовых условиях.
В данной работе перед студентом поставлена задача – рассчитать несколько видов судовых теплообменных аппаратов с техническими характеристиками, указанными в задании и сделать анализ проделанной работы. Также необходимо провести сравнение полученных параметров аппаратов с параметрами аппаратов из каталога фирм-производителей.
Целью данной работы является ознакомление студента с методиками конструирования теплообменных аппаратов и их особенностями.
Расчет подогревателя масла
Исходные данные
Количество подогреваемой вязкой жидкости: Gж = 20000 кг/ч
Температура вязкой жидкости на входе в подогреватель: tж1=10˚С
Температура вязкой жидкости на выходе из подогревателя: tж2 = 50˚С
Давление греющего пара: p1 = 2,5 МПа
|
|
Марка жидкости: Т-46
Описание объекта
Подогреватели масла применяются при необходимости уменьшения вязкости масла, например перед его сепарированием или иногда при подготовке установки к вводу в действие. В судовых маслоподогревателях греющей средой служит пар или горячая вода. Это приводит к тому, что в деталях и узлах маслоподогревателей возникают значительные напряжения. Эти напряжения устраняются применением в конструкции изогнутых U-образных трубок. В основном конструкция маслоподогревателей мало отличается от конструкции кожухотрубных аппаратов с U-образными трубками. Возможно также применение аппаратов змеевикового типа.
Рис. 1. Подогреватель масла с U-образными трубками.
Методика теплового и гидравлического расчетов
Одним из основных вопросов при проектировании подогревателей вязких жидкостей является определение αв от внутренней поверхности трубки к жидкости.
Для определения αв приводятся различные формулы. По результатам обработки опытных данных, полученных при испытаниях флотских мазутов марок 12, 20 и топочного 40, составлено критериальное уравнение для мазутов:
для ; .
Критерий Нуссельта характеризует интенсивность теплообмена;
- коэффициент теплопроводности жидкости [Вт/м*К].
Критерий Пекле характеризует подобие тепловых потоков.
- температуропроводность [м2/с];
- коэффициент кинематической вязкости.
После преобразования уравнения получают расчётную зависимость для мазутов:
[Вт/м²*К]
где - [Вт/м*К]
С – теплоёмкость [Дж/кг*К]
- коэффициент динамической вязкости [Па*с]
- весовая скорость [кг/с*м²]; ;
- внутренний диаметр трубки [м];
- число трубок в одном ходе;
- гидравлический (эвивалентный) диаметр [м]; ; 4f – площадь сечения
Аналогично составлено критериальное уравнение для масел по результатам испытаний турбинных масел УТ и Т.
и
После преобразования уравнения получают расчётную зависимость для масел:
Все физические параметры вязкой жидкости определяют при средней температуре. Желательно, входящие в формулы величины определять опытным путём. На практике допустимы приближённые формулы.
Коэффициент теплопередачи определяют по зависимости:
[Вт/м²*К]
Для вязких жидкостей величинами и можно пренебречь, так как их абсолютные значения малы по сравнению с , т.е. принять .
Расчёт подогревателя для вязкой жидкости ведут для каждого отдельного хода (при этом - мала и средние можно определить точнее).
Затем находят среднее значение kсрдля всего подогревателя:
[Вт/м²*К].
где z –число ходов; - среднелогарифмическая разность температур.
Критерием правильности расчёта подогревателя может быть комплекс
,
где - средняя разность температур для каждого хода;
- на выходе данного входа; - на входе данного входа;
- разность температур двух сред в начале потока жидкости в рассматриваемом ходе; – в конце.
Отклонение этого критерия для каждого хода от средней арифметической величины всех значений для данного подогревателя должно находятся в пределах .
[м²].