Соотношение ключевых исследовательских понятий: стрит-арт, паблик-арт, граффити

Почти невозможно представить современный город, неважно, большой он или маленький, без графических символов, встречающихся порой на самых необычных поверхностях городского ландшафта. Чаще всего можно увидеть достаточно простые граффити, содержащие никнейм уличного художника. Но также есть и законченные, самодостаточные работы, несущие какой-либо смысл, либо преображающие пространство города. Все визуальные образы, которые мы можем встретить на улицах города можно условно разделить на 3 большие группы. Что из этих визуальных выясним образов может быть названо стрит-артом, что – граффити, а что – паблик-артом, определим в данном разделе работы.

Поскольку на данный момент существует множество определений данных феноменов, попытаемся вывести из имеющихся собственные синтетические определения.

Представим ряд определений паблик-арта, которые можно встретить в настоящее время:

1) «Паблик-арт (англ. public art - общественное искусство; искусство в общественном пространстве) - искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством. Термин «паблик-арт» относится к произведениям искусства, которые были созданы специально для расположения и демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом. Памятники, мемориалы и скульптуры возможно являются старейшими примерами официально санкционированного паблик-арта. Паблик-арт не ограничен физическими объектами - танцы, процессии, уличный театр и даже поэзия используются для создания паблик-арта».[1]

2) «Паблик арт – это форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры, в общественном пространстве, рассчитанная на коммуникацию со зрителем, в том числе и неподготовленным, и проблематизацию различных вопросов как самого современного искусства, так и того пространства, в котором оно представлено». [2]

3) «Термином public art называются произведения искусства, отвечающие двум основным условиям: а) специально спроектированные для конкретного пространства (site-specific); б) в расчете на «неподготовленного» зрителя. Кроме этих условий, других принципиальных ограничений для объектов public art нет. Они могут быть как постоянными, так и временными; как официально санкционированными, так незаконными; как огромными, так и крохотными. Под это понятие попадают и архитектурные сооружения, и мьюрал арт, праздничное уличное освещение, и театральные мероприятия на площадях, и даже поэтические чтения, например, в метро».[3]

Представленные дефиниции обращают внимание на различные аспекты паблик-арта: в первом определении сделан акцент именно на расположение объектов паблик-арта в городской публичной среде. Второе определение содержит в себе важное указание на то, что реципиентом данного искусства может быть неподготовленный зритель. Третье определение также актуализирует данный аспект, дополняя его акцентом на значимость места расположения объекта паблик-арта.

Таким образом, обобщая указанные определения, в данной работе под паблик-артом мы будем понимать произведения уличного искусства, специально спроектированные для конкретного пространства и ориентированные на неподготовленного зрителя. Одним из важных факторов будет являться то, что паблик-арт в большинстве случаем является объектом, разрешенным и санкционированным городскими властями.

Именно к паблик-арту будет относится еще одно направление изобразительного искусства, выходящего за рамки галерей и музеев, так называемый мьюрал-арт (англ. Mural art - легитимная роспись брандмауэров), который стал особенно популярен в последние годы (см. Рис 1).

     Рис. 1. Объект мьюрал-арт в Санкт-Петербурге на пр. Чкалова.

Определения стрит-арта.

1) «Стрит-арт ( англ .street art — уличное искусство) — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль. Основной частью стрит-арта является граффити (иначе спрей - арт ), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. (…) Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу». [4]

2) «Стрит-арт – искусство получившее развитие на улицах, а так же в публичных местах города. Включает в себя граффити, трафаретное граффити, стикер-арт, постеры, видео проекции, флэш-мобы и уличные инсталляции».[5]

3) «Стрит-арт — это пафосная эстетизация бунта, бунта не против отдельных системных недочетов, не против рыночной коррумпированности конкретных культурных персонажей или институтов, а против всего и вся, против капиталистического жизненного уклада, против эксплуатации, расового и классового неравенства, полицейского насилия и произвола крупных девелоперов, неуклонного роста безработицы и социальной незащищенности и т.д.» [6]

   Первое определение дает представление о том, какие конкретно виды искусства включены в понятие «стрит-арта» (постеры, трафареты, граффити...), этот список дополняется и расширяется во втором определении, которое, что важно, делает акцент на публичные места как арены действия художников. Третье же определение обладает гораздо большей эмоциональной окраской. Поскольку оно взято из статьи представителя данного вида искусства, это помогает понять, как воспринимают стрит-арт сами художники.

Важно отметить, что три вышеуказанных определения хорошо иллюстрируют неоднозначность стрит-арта. В одном из определений делается акцент на политизированности и активных формах протеста, в то время как в других в большей степени говорится о диалоге со зрителем в городском пространстве.

Исходя из всего вышесказанного стрит-арт — это, прежде всего, нелегальное, понятное широким массам людей уличное искусство, которое в зависимости от формы имеет различную степень протестности. Стрит-арт в отличии от паблик-арта не обязательно идеально вписан в пространство, это более спонтанное искусство, зачастую это искусство захвата и маркирования публичного городского пространства. Поскольку паблик-арт является легальным, создание его объектов чаще всего является спланированным проектом, над которым работают дизайнеры, архитекторы города. В свою очередь, нелегальный стрит-арт не дает своим художникам такой возможности, они вынуждены полагаться на собственное понимание городского пространства в своей работе.

Самой важной и объемной составляющей понятия «стрит-арт» является категория «граффити». Рассмотрим его определения.

Определения граффити.

1) «Граффити - молодежная субкультура и молодежное неформальное течение. Основной транслятор — коллективное нанесение изображений на стены. Граффити включает в себя аэрозольное искусство (рисование баллончиком), стикеры (наклейки), плакаты, трафареты и шаблоны, рисунки и шрифты сделанные маркером или кистью и шкрябанье (скрэтчинг). Граффити тесно связано с брейкдансом, поскольку обе субкультуры относятся к уличным. Граффитчики одеваются в одежду в стиле RnB, и предпочитают слушать рэп».[7]

2) «Граффити - случайные, т.е. нежелательные и неофициальные, надписи и знаки в общественных местах, включая общественные туалеты, рекламные объявления и дорожные знаки, раздевалки, тюремные камеры, вокзальные холлы и залы ожидания, автобусные и трамвайные остановки, телефонные будки, лифты, деревья и скамейки, школьную мебель, памятники, стены домов и зданий, столбы и балюстрады железнодорожных, автодорожных и речных мостов, внутренние и внешние стены автобусов и поездов. Надписи могут состоять из рисунков, символов, отдельных слов и имен, фраз, предложений, стихов, диалогов, высказываний. Может быть использован любой инструмент, оставляющий след на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка». [8]

3) «Граффи́ти — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски». [9]

4) «Граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, при и этом сделать это инкогнито. В зависимости от своего предназначения граффити могут быть публичными или личными, а могут быть содержательными надписями, сделанными в стиле «хип-хоп». Граффити – самое свободное из средств самовыражения». [10]

После вышесказанного предложим собственное определение «граффити», которое будет использоваться в дальнейшем: граффити – это способ коммуникации между различными группировками представителей одной субкультуры, которая производится посредством рисования баллончиками различных текстовых композиций - тэгов (собственных никнеймов, названий своей уличной команды и т. д.), которые, как правило, для «непосвященных» зрителей остаются непонятными, «нечитабельными».        Настоящие («тру-граффити»[11]) исполняются в агрессивной монохромной технике (используются баллончики с черной краской или могут быть также добавлен серебряный цвет). Подобного рода граффити имеет определенные конкретные цели: захват городского пространства в рамках борьбы за него с другими группами граффитчиков. Не смотря на то, что, как показало эмпирическое исследование, простые горожане практически не отделяют понятие стрит-арта от понятия граффити, существует большая разница между стрит-артерами и настоящими граффитчиками. Разница состоит в том, что граффитчик не является художником в традиционном смысле слова: он не ставит своей целью создать красивую, приятную с эстетической точки зрения, картинку, вписаться в пространство; ему совершенно безразлично, какова будет реакция зрителя, публики. Уважение и признание он может получить лишь в среде «своих». Чем сложнее, выше и недоступнее место расположения рисунка – тем больше славы. Граффитчик – это захватчик городского пространства. Ставя свою «метку», свой тэг, он как бы получает право на город: право существовать в этом городе, в этом пространстве.

Между тем эти графические объекты зачастую рассматриваются внешними публиками как проявления вандализма. При общении с горожанами-информантами на данную тему, выяснилось, что для них определяющим фактором вандализма является именно место расположения рисунка. Так, например, отвечая на вопрос, «где граффити было бы безусловным проявлением вандализма?», многие вспоминали Зимний дворец и фасады зданий на Невском проспекте, считая любые надписи и даже рисунки на них неуместными.

В этом и состоит столкновение между личными интересами и целями бомберов[12] и горожан: граффитчики хотят «захватить» наиболее значимые и видные места в городе, а горожане защищают данные пространства, считая это неуместным.

Лаконичность и аскетичность техники настоящих граффити-художников символизирует то, что вандализм никогда не сможет стать товаром, все, что граффитчики делают, направлено против общества потребления и его основных принципов. В этом также кроется отличие граффити от стрит-арта. В стрит-арте, напротив, многократно повторяемые образы, скорее всего, привлекут внимание публики к данному явлению и приведут к возможному тиражированию известного, популярного образа (Например, известный во всем мире графический образ - портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа с подписью «ОBEY», активно распространялся в виде наклеек и плакатов автором Шепардом Фейри в различных городах мира[13]).

Вероятно, можно предположить, что, если бы не появление граффити, то изобразительное искусство в публичном городском пространстве никогда бы не шагнуло за рамки монументального.

Наиболее важным для данной работы является понятие «стрит-арт», так как оно включает в себя и граффити, и пост-граффити[14], которые имеют наибольшие очаги распространения в городе. Но при этом, необходимо упомянуть и «паблик-арт», который является легитимным уличным искусством. В упрощенном виде области пресечения трех основных понятий в сфере уличного изобразительного искусства представлены на рисунке 2:

                                                      

 

рис. 2

Представленная схема описывает то, как в смысловом плане феномены «стрит-арт», «паблик-арт» и «граффити» делят между собой такие качества как «легальность», «коммуникация с неподготовленным зрителем», «нелегальность» и «недоступность для широкого зрителя». Эти качества были выделены как наиболее характерные и часто упоминаемые в представленных выше определениях.

 

При взгляде на данную схему, возникают идеи о взаимосвязи данных трех феноменов. С одной стороны, мы утверждаем, что стрит-арт включает в себя граффити. Но, как ни парадоксально, в граффити имеются особые качества, которые не присущи стрит-арту, например, недоступность для широкого зрителя — то есть невозможность «непосвященной» публике прочесть и понять тэги. В то же время нет никакого сомнения в том, что стрит-арт является частью паблик-арта. Но если и называть стрит-арт частью паблик-арта, то исключительно как его нелегальное проявление, и обязательно учитывать данный момент, поскольку качество легальности или нелегальности является значимым для сферы искусства.

Поэтому для полного понимания как именно соотносятся данные понятия в ряду других видов искусства, рассмотрим рисунок 3.

 

 

Рис.3

 

Исходя из данной схемы, видно, что понятие паблик-арта самое широкое из всех рассмотренных раннее и включает в себя все искусство общественного городского пространства.

Что касается стрит-арта, то оно попадает на пересечение категорий «Искусство вмешательства» и «Архиктура». Это связано с тем, что основными объектами экспансии для стрит-арта являются именно архитектурные строения. Наряду со стрит-артом категорию архитектуры пересекают такие обширные категории как монументальное искусство и монументально-декоративное искусство. Но они стоят на радикально противоположных позициях: так, стрит-арт - стихийное, не поддающееся прогнозированию и контролю искусство уличных художников, в то время как за монументальным искусством стоят годы проработки итогового результата и профессиональные исполнители.

Хочется отметить наиболее значимые аспекты для автора работы в представлении соотношения паблик-арта, стрит-арта, граффити. Паблик-арт – вид искусства, который представлен публике в общественных, общедоступных местах. Это приводит к двум противоположным характеристикам данного вида искусства. С одной стороны, паблик-арт призван эпатировать, удивлять, поражать публику: будучи погруженным в уличную повседневность человек внезапно сталкивается с объектами паблик-арта. Они вырывают его из привычной будничности. Отправляясь на «встречу с искусством» в музеи, выставочные залы и пр., человек готов к переходу в иную «конечную область значений» (в терминологии А.Шюца). Паблик-арт, в свою очередь, настигает человека неожиданно, когда последний находится в мире привычной повседневности. С другой стороны, для некоторых объектов паблик-арта характерна «замаскированность», «спрятанность» в городской среде: его можно не увидеть, не заметить. Говоря о стрит-арте, в первую очередь, мы будем иметь в виду нелегальную сферу паблик-арта. Граффити же будем рассматривать как один из видов стрит-арта. И, возвращаясь к приведенным выше тезисам, отметим, что граффити, с одной стороны, эпатирует, удивляет (иногда – своей масштабностью, иногда – содержанием, иногда – местом расположения), с другой стороны – оно может быть незаметным, замаскированным в городском интерьере. Не зная, куда нужно смотреть, его и не увидишь.

Применение теорий исследователей-урбанистов к феномену уличного искусства помогает раскрыть эти и многие другие любопытные характеристики стрит-арта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: