Концепция М. де Серто: стратегии и тактики в городском социальном пространстве

Мишеля де Серто объединяет с Анри Лефевром допущение того, что «городские обитатели могу ежедневно оспаривать рациональность капиталистического города и даже сопротивляться ей»[42]. Он исследует те способы, повседневные изобретения, которыми люди отвечают на подавление здесь и сегодня.

       Горожане могут реагировать на это подавление – в таком случае, мы имеем дело с «практическим знанием, противопоставляемым схемам, писаным законам или организованным воздействиям властей».[43] Таким образом рассматривает практики М. де Серто. В его понимании, они представляют собой творческое перетолкование правил, «искусство делания, реализацию некоторого «народного ума» в повседневных действиях, творческий элемент которых состоит в комбинировании и сочетании, имитации и пространственном маневрировании для того, чтобы «украсть» и присвоить часть утраченных прав или свобод».[44] Способы действия, присущие власти, которая провозглашает правила, М. де Серто называет «стратегии», повседневные практики, о которых только что говорилось, - «тактики». Он четко устанавливает отличительные черты стратегий и тактик. Так, стратегии фиксируют определенное пространство, иерархически его организовывают, производят и поддерживают идентичность и всегда производят запланированные, а не импровизированные действия. Тактики характеризуются мобильностью, отсутствием фиксированного места, гибкой организацией, манипулированием идентичностью, импровизацией и творческой адаптацией[45].

       Таким образом, «тактики» выступают как искусство слабых публик в борьбе за пространство. Стрит-арт-художники, при помощи своих текстовых повествований в городском пространстве противопоставляют спланированному упорядоченному пересечению улиц и строгим архитектурным конструкциям свое, «живое», можно даже сказать, поэтическое освоение города, тем самым показывая, что они тоже имеют «право на город».

       Вот они — следы стрит-арт сопротивления капиталистической городской рациональности:

  

Рис. 5 и 6. Работы уличного художника Павел 183

  

 

       М. де Серто обращает внимание на то, что важной характеристикой тактик является импровизация, творческая адаптация, смекалка. На выше приведенных фотографиях мы видим, как эта отличительная особенность реализуется в тактиках стрит-артеров: эти художники видят в обычных предметах, окружающих человека в пространстве повседневной жизни, основу, стимул творческого действия.

Глава II. Описание эмпирического исследования, его результатов и выводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: