История возникновения стрит-арта, западный опыт стрит-арта и процесс зарождения и развития стрит-арта в России

Возникновение стрит-арта, трансформация его стиля

Уличные художники являются представителями граффити-культуры, сформировавшейся на Западе как субкультурное течение и достигшее к настоящему времени статуса одной из форм современного искусства. Однако необходимо отметить, что большинство россиян по-прежнему склонны считать стрит-арт, в большей степени именно граффити, вандализмом и хулиганством, в то время как уличные художники на Западе уже давно отошли от подобных клише и штампов в свой адрес и даже приобрели мировую известность. Даже далекий от современного искусства человек наверняка знает работы стрит-артера, получившего мировую известность, - Бэнкси. Если говорить о состоянии российского стрит-арта, существует расхожее мнение, что он «отстающий, догоняющий», так как в нашей стране граффити-культура появилась не так давно, с началом перестройки - на волне проникновения западной массовой культуры, захлестнувшей Россию в конце 80-ых, начале 90-ых.

Стрит-арт, по признанию большинства, возник в 1970-90-е годы, а его предыстория началась еще во Вторую мировую войну. По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать 'Kilroy was here' на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х — 1960-х годах. Вместе с Cool Erl и Top Cat они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк, в квартал Washington Heights в Манхэттене, именно оттуда в 70-е годы XX века «тэг» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 был первым, кто поместил номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым граффитчиком, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих граффитчиков[15].

Из Нью-Йорка в 80-е гг. XX в. граффити, как особая субкультура, начало распространяться по миру. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где еще ранее возникла своя собственная традиция – «мурал», т.е. рисунки на домах. К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффити (написание букв, имен) и полностью переключатся на создание образов или прямых посланий, причем используя для этого самые разные техники. Тут нельзя не упомянуть о Blek le Rat[16], который, познакомившись с уличными художествами Нью-Йорка, увозит эту идею на родину, в Париж[17]. Там он отходит от стандартов подписей и начинает использовать трафарет, ставший со временем одним из главных инструментов всех художников. Blek le Rat становится основополагающей фигурой в искусстве стрит-арта, по словам самого известного представителя уличной живописи Бэнкси, именно он стал отцом современных тенденций.

К середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка появляются более зрелые граффити, нарисованные первыми настоящими уличными художниками: Ли Киньонесем и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес разрисовывает целые составы метро в родном Нью-Йорке и попадает на первую в истории стрит-арта выставку в Вашингтоне, в 1981 году. В тоже время Батискиа является одним из самых первых признанных стрит-художников, работы которого в настоящее время можно приобрести за 14 и более миллионов долларов.
Случай с Батискиа стал скорее неординарным для культуры стрит-арта, да и сам он вскоре все больше отдалялся от хулиганского рисования и примыкал к неоэкспрессионизму. Искусство улиц тем временем шло дальше и становилось все более дерзким и вызывающим. Переломным моментом стали 1990-е года, когда все больше мастеров стали отказываться от «стандартного» граффити, (которое сейчас уже почти перестало ассоциироваться со стрит-артом) и, уже в 1990-х, вслед за трафаретами стали использовать постеры и стикеры, видеоарт и даже устраивать инсталляции. Это время стало для стрит-арта временем нового поколения художников - Бэнкси, Шепарда Фейри, Ces53, Space Invader, 108, Ash и многих других[18].

Особенно значимой для современной культуры стрит-арта является таинственная личность Бэнкси, который является одним из самых влиятельных и востребованных фигур в современном искусстве. Но его личность до сих пор не установлена. Все это время ему удается скрывать свое лицо за масками и капюшонами. Этот английский граффити-художник начал рисовать на улицах родного Бристоля еще в 1993 году и достаточно долгое время действовал как обычный граффитчик в составе своей команды, но со временем для того чтобы успевать рисовать и не быть пойманным полицией, он начал использовать трафаретную технику, подобно французскому уличному художнику Bleck le Rat, разрисовавшему в конце 1970ых Лондонское метро[19]. Мировую известность Бенкси приобрел именно благодаря трафаретным рисункам на острые социально-политические темы и высмеивание массовой культуры.

По словам самого художника «Граффити — это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего».[20]

Две традиции стрит-арта.

В стрит-арте существуют две традиции, различные по происхождению и характеру, хотя в целом условные. Обычно их обозначают «французский» стрит-арт и «англо-американский».

В англоязычном мире стрит-арт вырос из нищеты, из «плохих районов», рабочих окраин и во многом из негритянской субкультуры. Он и дал начало движению стрит-арт, оказав сильное влияние на Латинскую Америку и континентальную Европу.

«Англо-американский» стрит-арт изначально носил протестный характер, создавался, в основном, людьми пролетарского происхождения. В нем до сих пор довольно болезненно воспринимают любой факт сотрудничества коллег с коммерческими организациями. В то же время эта традиция не чужда некоторой легкости, ироничности и несерьезности, а вандализм зачастую рассматривается как чистое удовольствие от разрушения и нарушения правил.

Однако, хотя европейские художники и вдохновлялись граффити Нью-Йорка, они довольно скоро создали свою традицию. «Французский» стрит-арт позиционирует себя как «серьезное искусство». Практически все художники имеют высшее образование и связывают свои художественные идеи с философскими размышлениями[21]. Идея французского стрит-арта заключается в служении обществу и попытке вписаться в городской ландшафт, не искажая и не разрушая среды. Следует также заметить, что французский стрит-арт оказался довольно быстро включен в систему музеев и галерей – большинство ныне известных авторов довольно быстро получили доступ к выставкам. Последнее обстоятельство заставляет считать значительную часть этой традиции скорее не стрит-артом, а чем-то иным (поп-арт, глэм-арт...). При этом современные французские стрит-артеры довольно скептически высказываются о других традициях (так, в статье «Эпоха развитого вандализма» из журнала «Коммерсантъ — власть», французский художник Zevs говорит: «Я уважаю Бэнкси, но ведь то, что он делает, - это, в сущности, карикатуры»[22]).

Если искать глубинные причины различия двух традиций стрит-арта, то, вероятно, главная из них заключается в том, что англо-саксонская традиция граффити и стрит-арта прочно укоренены и видят свою основу в примитивном, территориальном начале человека — стрит-арт как чистое удовольствие от разрушения границ, как способность «пометить» территорию, причем не столько свою, сколько некоторой группы. Французская традиция видит своей целью создание дополнительных смыслов визуального сообщения, а не деструкцию.

Любопытно, что различие этих двух традиций коррелирует также со способностью художников к рефлексии. Отмечается, что произведения французских стрит-артеров оказываются гипер-рефлексивны, сообщения, передаваемые ими в объектах искусства наполнены смыслом. В то же время, по биографии авторов заметно, что представители агло-саксонской традиции – это главным образом выходцы из социальных низов, тогда как во второй традиции присутствует значительное число профессиональных художников и дизайнеров с одним-двумя образованиями (часто художественное плюс гуманитарное).

После описания особенностей еврепейского и англо-саксонского граффити-искусства, необходимо проследить путь граффити в России и его особенности.

Процесс зарождения и развития стрит-арта в России

Становление российского стрит арта как и большинство других разновидностей западной культуры происходит в России с начала перестройки. Примерно с 1985 года в России начинает формироваться мода на западные ценности и западную культуру, в том числе популярными становятся хип-хоп и рэп. Поскольку граждане Советского Союза не обладали широким доступом к информации о западных культурных явлениях, собирать информацию приходилось «по крупицам...из привезенных счастливцами западных журналов, фильмов и музыкальной продукции»[23]. Именно поэтому сложился устойчивый стереотип, что стиль хип-хоп состоит из трех направлений: брей-дэнс, рэп и граффити. Данное клише до сих пор обладает популярностью в современном российском обществе, хотя, на самом деле это не совсем так. После распада СССР, в Россию хлынула волна хип-хоп культуры, появилсь рэп- и хип-хоп- танцвальные и музыкальные школы, стали проводиться многочисленные фестивали. При этом первые рэперы и брейкеры были одновременно и первыми граффитчиками, оформляя в этом стиле декорации своих концертных и репетиционных площадок, интерьеры своих клубов, помещений и т. д. Среди первых представителей российского граффити были в те времена: Крыс, Баскет и Макс-Навигатор[24].

Российский стрит-арт формируется по западному пути развития и возникает из направления граффити, активно этот переход происходит с 2000 года. На российской стрит арт-арене появляются такие имена, как: Code и Fet, Make, Кто и другие. В 2003 году проходят первые российские стрит-арт-мероприятия "Don't Copy me" и "Access", и, начиная с этого года, российские стрит арт фестивали и стрит-арт шоу проходят в России регулярно. В результате российский стрит арт переходит на новый уровень, вместо хулиганских вылазок он превращается в новый вид искусства. Однако большинство современных исследователей стрит-арта и даже самих художников, зачастую критикуют российский стрит-арт, называя его безликим подражанием западной школе. Но, тем не менее, многие отмечают положительную динамику развития российского стрит-арта.        В чем причины медленного развития самобытного российского стрит-арта? Основная причина заключается в явной централизации российской школы стрит-арта: большинство команд, отдельных художников и стрит-арт центров сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Такая географическая скученность негативно влияет на развитие российского стрит-арта, оставляя зачастую провинциальных уличных художников незамеченными. Еще одной причиной доминирования западных шаблонов в российском стрит-арте — использование большинством уличных художников латиницы, надписей чаще всего на английском языке. На всем российском стрит-арт пространстве существует только одна заметная стрит-арт команда, использующая русский язык как основной. Это межрегиональная команда «Зачем».

Другая причина — отсутствие на данный момент легитимного статуса стрит-арта в российском обществе. С одной стороны, стрит-арт сам по себе, как описывалось ранее, является нелегальным видом искусства. Но, с другой стороны, в США и на Западе существуют площадки для рисования, на которых художники могут реализовывать свои замыслы, тренировать свои навыки, а также существуют площадки в виде галерей, на которых стрит-артеры даже могут представлять свои работы. В России подобных пространств нет.

Более того, существует огромное отторжение граффити-полотен, что выражается, в частности, в том, как с объектами стрит-арта поступают далее. Вновь обращаясь к западному опыту, отмечу, что, несмотря на строгие санкции за раскрашивание стен в неположенных местах, полиция не спешит закрашивать нанесенные художниками рисунки. В Великобритании даже восстанавливают граффити (правда, снова же того самого Бэнкси)[25]. В России тэги тут же закрашиваются (см. Рис.4 – закрашивание граффити у ст.м.Ладожская), при этом, чаще всего, цвет краски, которой закрашивают кусок стены с изображением резко отличается от изначального цвета стены, поэтому возникают сомнения в том, что стена с однотонными пятнами другого цвета представляет большую ценность и эстетику, нежели стена с ярким изображением. Название статьи «В Великобритании вандалы закрасили граффити Бэнкси» уже демонстрирует различие: в России вандалами называют граффитчиков, в Великобритании вандал = те, кто граффити закрагивает

 

Рис.4

Российский стрит-арт отличает также и то, что в нем еще обострен протестный момент: многие наклейки и граффити выражают насмешки и негодование в адрес господствующего класса.

И последняя особенность российского стрит-арта, которую хочется отметить, - в процессе включения в стрит-арт сообщество российский стрит-артер проходит определенную «эволюцию»: только при вступлении в субкультуру, он с удовольствием включается в различные мероприятия, организованные «сверху», участвует в создании мьюрал-арта, а далее, познакомившись с негативным отношением своего сообщества к работе на заказ, уходит в тень и предпочитает радикально нелегальные способы самовыражения.

Таким образом, в развивающемся российском стрит-арте существует как и ряд достоинств (как, например, ценная для оригинальной сущности стрит-арта, протестная составляющая), но и ряд проблем и недостатков. 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: