double arrow

Вопрос 34. Право и экономика. Правовые основы государственного регулирования экономических отношений



Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.

Экономика – это совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. Экономика, существующая в рамках конкретной страны, определяется как народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

Рыночная экономика – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Существуют два основных подхода к соотношению по­нятий «право» и «экономика».

Согласно первому подходу из двух этих понятий ни одно не является приоритетным. Первичными факторами развития и функ­ционирования общественных отношений (в том числе производ­ственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социаль­ных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед эко­номикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формиро­вались новые экономические отношения).




И наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом.

Между этими явлениями есть посредник – государство (политика). Государство регулирует экономические отношения с помощью права (например, определяя условия для занятия предпринимательской деятельности) и обеспечивает нормальное функционирование собственно экономических механизмов с помощью охранительных правовых норм (например, устанавливая запрет на недобросовестную конкуренцию).

Согласно второму подходу экономика определяет право. Право, как и государство, являются надстроечными категориями и зави­сят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конце, ибо государство и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.



Самостоятельная проблема здесь – это степень вмешательства государственных механизмов регулирования в экономические отношения. Здесь тоже существует два основных подхода.

Первый подход – либеральный (представители – Ф.Хайек, М. Фридман), признает необходимость государственного воздействия на хозяйственную (экономическую) деятельность людей, но сводит ее к минимуму. Считается, что в основе политической свободы лежит свобода экономическая; а экономическая свобода немыслима без честной конкуренции; честная конкуренция предполагает только разумный контроль со стороны государства.

Данному подходу противопоставлен другой подход – этатистский. Этатизм отводит государству решающую роль в регулировании экономических отношений. Крайним выражением этатизма стали идеология и практика социалистического режима. Когда государство, а точнее правящая бюрократия, превращались в верховного собственника, складывалась административно-командная система регулирования экономической деятельности, а частное предпринимательство оказывалось под запретом (спекуляция).

Опыт показал несостоятельность обоих подходов. Государство-собственник – экономически неэффективно. Оно производит различную продукцию не в соответствии со спросом, а по плану. А либеральное государство («государство – ночной сторож») оказывается не в состоянии преодолеть неравномерность экономического развития, безработицу и другие проблемы саморегулирующейся экономики

В итоге возник третий подход. Среди первых его теоретиков можно назвать Дж. Кейнса. Суть подхода: либерализация рыночных отношений требует постоянного и разумного государственного контроля – в том числе над конкуренцией; все формы собственности необходимы; регулирование рынка возможно и необходимо, но должно основываться на законе (т.е. быть частью действующего правопорядка).

В основу правового регулирования государственного воздействия на экономику должны быть положены те же общеправовые принципы – законность, справедливость, гуманизм – что и при регулировании других сфер жизнедеятельности общества.

Особую роль государственное регулирование экономических отношений приобретает в условиях перехода общества к рыночным отношениям, формирования рыночной экономики (что происходит в настоящее время в Российской Федерации). В этих условиях государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые направлены на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям. Государство здесь решает в первую очередь следующие задачи (которые получают закрепление в законодательстве):

1. выработка общей (для всей страны) внутренней и внешней
экономической политики;

2. правовое обеспечение возникающих рыночных отношений;
определение круга и статуса субъектов экономических отношений;

3. выработка социальной политики и действенных средств за­щиты интересов населения;

4. запрещение и пресечение криминальных методов и средств
ведения хозяйственных и коммерческих отношений;

5. создание наиболее благоприятных условий для развития
отечественного производства, защита его от недобросовестной конкуренции, монополизма и от засилья зарубежного капитала;

6. создание механизмов разрешения споров в экономической
деятельности субъектов и установление (и реализация) ответственности за соответствующие нарушения;

7. обращение пристального внимания на нерентабельные, но жиз­ненно важные для общества сферы транспорта, энергетики, промышленности и сельского хозяйства (политика дотирования);

8. недопуще­ние дальнейшего увеличения пропасти между богатыми и бедными;

9. решение острейшей проблемы занятости населения и др.

 








Сейчас читают про: