Право и мораль являются главными социальными регуляторами.
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
При рассмотрении соотношения права и морали следует исходить из четырех аспектов: общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.
Общие черты. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.
|
|
Различия. Мораль и право различаются по следующим позициям.
1. Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.
2. Мораль складывается в сознании людей, она не институционализирована. Право оформляется в официальных письменных источниках: нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.
3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей. Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.
4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Правовые – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др.
5. Нормы морали начинают действовать по мере их осознания, освоения и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценках. Нормы права вступают в действие, приобретают юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к ним субъектов права.
6. Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида (В. Гумбольдт, И. Кант). Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой».
В праве стержневая ценность состоит в законодательном самоограничении государства.
7. Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.
8. Мораль обеспечивается, прежде всего, внутренней самооценкой (совестью), а также неблагоприятной реакцией окружения (обществом). Право обеспечивается силой государственного принуждения.
|
|
Взаимодействие. Мораль и право взаимодействуют:
1. Имеют совместный предмет регулирования в части, не касающейся несовпадения.
2. Моральные оценки проникают в право, правовое регулирование, юридическую практику через правосознание.
3. В процессе реформирования правовой системы мораль может рассматриваться как критерий правового.
4. Право через стимулы, ограничения может способствовать формированию новых моральных ценностей, восстановлению чувства достоинства, чести, автономности, самодостаточности.
Взаимодействие права и моральных оценок является средством снятия противоречий между ними.
Противоречия. Мораль предъявляет более высокие требования к поведению людей, чем право. Что объясняется разными критериями оценки одних и тех же поступков. Мораль, например, в принципе отвергает подслушивание чужих переговоров, вскрытие почты. Право же позволяет делать это в определенных ситуациях: например, в качестве меры оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Еще одно противоречие связано с неравномерностью социального, развития, которое приводит то к опережению, то к отставанию одного регулятора от другого. Например, в постсоветской России правовой институт частной собственности утвердился быстрее, чем опирающаяся на данный институт мораль.