Вопрос 39. Правовое регулирование: понятие, особенности, предмет, метод

Правовое регулирование – один из видов социального регулирования, поэтому все закономерности, особенности социального регулирования в полной мере относится и к правовому регулированию. Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемого с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Воздействия права на общественные отношения превращает их в правоотношения. Участники правовых отношений наделяются взаимными правами и обязанностями, ответственностью.

Юридическая наука различает понятия «правового воздействия» и «правового регулирования». В этом есть определённый смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее, следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм (механизм правового регулирования), обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений.

Таким образом,предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм предмета правового регулирования.

От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а, следовательно, особенности структуры права. На специфику правового регулирования влияют элементы общественных отношений – положения его субъектов, особенности объектов и др. Существенная особенность регулируемых правом общественных отношений заключается в том, что они могут быть предметом правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. Таким образом, в качестве непосредственного предмета правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, поведение, через которое можно осуществлять стимулирование или принуждение. Есть объективные и субъективные пределы правового регулирования: это и уровень экономического развития общества; духовного его развития; политического развития общества. Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться (например, при переходе страны к рынку исчезли акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться (например, появление таких общественных отношений, как терроризм, которые потребовали правового регулирования, то есть принятие новых норм права).

Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.

Предмет правового регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Правовому регулированию подвергается далеко не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей. Правом не регулируются мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь. То есть, предметы правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

-        властеотношения;

-        отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;

-        отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

Нормы права регулируют различные по своему содержанию общественные отношения различными методами (способами). Например, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений. Гражданское право воздействует на общественные отношения иным способом: предоставляет участникам гражданско-правовых отношений полную свободу действий в рамках, определенных законом. Основным способом воздействия уголовного права на общественные отношения является запрет: согласно нормам данной отрасли, под угрозой уголовного наказания запрещается совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельной личности.

Таким образом, метод правового регулирования - это совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетания, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям определенных юридических средств. Метод непосредственно определяется предметом правового регулирования.

Методы правового регулирования подразделяются на:

1. императивный – в его основе лежит субординация между участниками правоотношений, то есть метод власти и подчинения, основанный на соподчиненности одних участников другим. Данный метод чаще всего применяется в публично - правовых отраслях (например, в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений;

2. диспозитивный метод или метод координации предполагает равенство участников правоотношений, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частноправовой сфере (например, в гражданском, семейном праве).

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.

ТГП выделает и способы правового регулирования, которые являются составляющими метода:

1. дозволение (управомочивание) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав, то есть предоставление лицам права на свои собственные активные действия (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования; право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом);

2. позитивное обязывание – предписание исполнить определенные действия, то есть возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению (например, должнику исполнить свои обязательства перед кредитором; обязанность уплатить налоги);

3. запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий, запрещенных законом (например, арендатор не имеет право распоряжаться арендованным имуществом – дарить, продавать и т.п.; запрет переходить улицу на красный сигнал светофора).

Выделяют еще и дополнительные способы правового регулирования:

4. поощрительный – вознаграждение за правомерное поведение (например, в трудовом праве, уголовно-исполнительном праве);

5. рекомендации – рекомендуют определенное социально-полезное поведение. Это своеобразные стимулы к правомерному поведению.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: