Правовые системы (семьи) современности

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Под правовой системой (семьей) понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структу­ры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, пра­воприменения, понятийно-категориального аппарата юридичес­кой науки, методов и способов развития.

Выделяют следующие правовые семьи:

1. Романо-германская (континентальная, законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции (от лат. - принятие, адаптация) римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.

Основной источник праванормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение и т.д.). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.

Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.

Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.

2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.

Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).

Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т.е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай. Определенное значение имеют законы и подзаконные акты, но их значение относительно не велико (например, в США во всех 50 штатах есть уголовные кодексы и в половине из них - гражданские процессуальные кодексы, но они остаются вспомогательными в отношении прецедентов).

В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.

Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

3. Религиозные правовые семьи. Это, прежде всего, мусульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы.

Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае, они не подпадают под наше определение права.

В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.

Источниками мусульманского праваявляются Коран, Сунна и Иджма, кияс. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Кияс – своеобразный сборник прецедентов мусульманского права.

Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.

Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т.е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т.п. Это стало следствием западного влияния.

Существует два вида судов: одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

Внутренняя структура права только формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.

В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.

4. Патриархальные (традиционные) правовые семьи. Свойственны некоторым странам Африки, Индокитая и Океании.

Для этих систем характерна существенная роль обычаев и традиций, но все большее влияние приобретает закон.

Основными источниками права являются обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Они сохраняют важную роль в регулировании земельных, семейных, наследственных и ряда других отношений.

Деятельность судов рассчитана на примирение сторон, восстановление согласия внутри группы или сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: