У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.
В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.
Шершеневич: «Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше».
ТГП прошла сложный, многоэтапный путь развития.
Основные этапы:
1. Исходные положения появились уже в древних культурах
(Индия, Китай, Греция, Рим).
|
|
Важнейший вклад в развитие теоретических исследования внесли Платон (работа “Государство”, ”Законы”), Аристотель (“Политика”), Цицерон (“О государстве”). Значительные результаты по выявлению тонкостей юр. отношений были достигнуты в Риме, наиболее общее выражение они получили в Кодексе Юстиниана. В этом отношение древнеримское право является величайшим образцом юр. культуры. Именно в тот период возникло профессиональное юр. образование, появились первые в истории человечества учебники по правоведению (институции). Среди них отличились Институции Гая, которыерые потом были положены в основу Институций Юстиниана и получили силу закона.
2. Следующий этап в становлении и развитии ТГП
относится к Средним векам.
Правовые исследования и преподавание были обусловлены как конкретно-исторической действительностью каждого государства, так и мировыми цивилизационными процессами на Востоке и Западе. Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало Мусульманское право, возникшее на основе ислама и способствовавшее распространению и превращению его в одну из мировых религий. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и “общего права”. Например Представители французской школы гуманистов пытались изучать римское право в системном виде, сравнивая его положения с постулатами обычного и церковного права. В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально- религиозный характер, подтверждение тому есть у Иллариона в “Слове о Законе и благодати”, а также в Повести временных лет и др. источниках.
|
|
3. Период перехода от Средневековья к Новому времени,
Эпоха Возрождения
Характеризуется революционным переворотом в умах людей, экономических, политических и юридических отношениях. Появляются уникальные труды – “Государь” Маккиавели, “Политический трактат” Спинозы, “Два трактата о правлении” Локка и др.
Они отражали сложность и противоречивость того времени. Несмотря на разные научные школы, диапазон подходов (от утопического до рационалистского, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского) их объединяло одно – стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права.
Новое время (17-19в.)
Теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как о форме гос-ва, естественном праве, неотъемлемых правах человека.
В 19 веке в правоведении в кач-ве самостоятельной дисциплины стала выделяться обобщающая юр. Наука – теория права. Ее появление связывается и изданием книги Остина “Чтения по юриспруденции” (1832 г.). В это же время издаются и обобщающие работы по государствоведению. В России также появляются различные труды, например “Общая теория права” Шершеневича, “Энциклопедия права” Трубецкова.
В современную эпоху
Обобщающие дисциплины по Г и П нередко связываются с отдельными философскими и иными научными течениями методологического характера (марксизм, нормативизм, религиозные концепции и др.) ТГП в настоящее время – обширная область человеческих знаний, выраженная в большом кол-ве книг и статей.