Организационно-технические мероприятия зимней эксплуатации

Помимо применения специальных устройств и методов эксплуатация автомобилей при низких температурах обеспечивается • тщательным и своевременным выполнением ТО при проведении сезонного обслуживания, особенно по системам питания, зажигания, охлаждения и смазки (см. гл. 8, 11 и 12); • применением соответствующих сезону топлив, масел, эксплуатационных жидкостей и шин; • использованием депрессорных присадок к топливу и маслам, облегчающих пуск; • применением пусковых жидкостей. Многообразие условий, в которых эксплуатируются автомобили в зимнее время, и широкий набор различных средств и способов, облегчающих пуск, требуют обоснованного их выбора (рис. 12). Степень готовности автомобиля к работе в зимнее время определяется температурным состоянием его узлов, механизмов и агрегатов, т.е. его температурным полем, которое для каждого агрегата перед началом пуска (прогрева) оценивается средней температурой наиболее нагретой и наиболее холодной точек.

Определяющими показателями при подготовке к работе при низких температурах воздуха (tn) являются температуры: • двигателя +20 °С; • масляного фильтра (по степени надежности подачи отфильтрованного масла) +15 °С; • аккумуляторной батареи (по возможности пуска двигателя стартером) -5 °С; • коробки передач (по сопротивлению проворачиванию) -10 °С; • салона кабины (по условиям работы водителя) +5 °С. Для сравнения фактически получаемого теплового поля с граничными величинами МАДИ для ряда групповых способов, облегчающих пуск двигателя, разработаны номограммы. На рис. 13 подобная номограмма приведена на примере двигателя. В номограмме по оси абсцисс нанесена шкала температур бензинового двигателя грузового автомобиля средней грузоподъемности, а по оси ординат - шкала температур окружающего воздуха. Вертикальной линией, параллельной оси ординат, обозначена граница температуры (+20 °С), до которой необходимо прогреть данный агрегат (элемент).

2. Альтернативные топлива проблемной группы Развитие автомобильного транспорта вызывает значительный рост потреб- ления жидкого топлива и увеличивает загрязнение атмосферного воздуха. Одним из радикальных путей решения данной проблемы является расширение использования на автомобильном транспорте так называемых нетрадиционных, или альтернативных, энергоносителей и топлив на их основе. Альтернативные топлива по ряду физико-химических и эксплуатационных свойств, определяющих конструкцию системы питания и технологии ее эксплуатации, существенно отличаются от традиционных энергоносителей - бензинов и дизельных топлив.

К альтернативным проблемным относятся топлива, по возможности применения которых ведутся поисковые работы. Это • водобензиновые эмульсии; • эфиры; • металлосуспензии.

Понятие «Экстремальные природно-климатические условия»

 В качестве основных климатических факторов при районировании территории для технических целей принимаются температура и относительная влажность воздуха. Все климатические районы, кроме умеренного, создают особые условия для подвижного состава. Особые условия, как правило, характеризуются сочетанием неблагоприятных факторов. Так, для холодного климатического района на севере и востоке страны характерны не только низкая температура окружающего воздуха, ветры, но и более тяжелые дорожные условия (снежные заносы зимой, работа на дорогах с переходными покрытиями и др.). Для жаркого сухого и очень жаркого сухого климатических районов, кроме высокой температуры, - солнечная радиация и большая запыленность воздуха. Для повышения эффективности транспортного процесса и технической эксплуатации автомобилей в особых условиях используют автомобили в специ- альном исполнении (северном, горном и т.д.); корректирование нормативов технической эксплуатации автомобиля (см. гл. 8); средства и способы, облегчающие пуск двигателя автомобиля. Следует использовать специальные топлива и смазочные масла, тормозную и другие жидкости, рассчитанные на применение при низких и высоких температурах. Автомобили в северном исполнении должны иметь также технические средства, облегчающие проходимость (лебедки и др.).

 

БИЛЕТ № 4

1. Специфические особенности горной местности, влияющие на надежность автомобилей Автомобильные дороги пересекают горы и хребты на больших высотах (1500— 2000 м над уровнем моря) по перевалам. Для таких дорог характерны большие (до 10-12%) продольные уклоны, серпантины (до 10 на 1 км пути), значительная извилистость (15-18 поворотов на 1 км) с закруглениями малых радиусов (8-10 м), недостаточная ширина проезжей части и земляного полотна, деформация покрытий и плохая видимость. Отдельные участки дорог разрушаются во время ливней и дождей.

Кроме того, погода в высокогорных районах неустойчива: в течение суток наблюдаются большие колебания температуры. Так, например, в летнее время днем на солнце температура может достигать +30 + +40 °С, а ночью падать до - 5 + -10 °С. В зимнее время часты заносы и гололедица.

Перечисленные факторы влияют на надежность автомобилей, затрудняют движение транспорта, снижают скорость, повышают транспортные расходы и служат основной причиной дорожно-транспортных происшествий.

Спецификой горных условий обуславливается ряд особенностей в работе автомобиля. Так, на каждые 1000 м высоты над уровнем моря мощность карбюраторных двигателей автомобилей из-за уменьшения плотности воздуха и снижения весового заряда снижается в среднем на 12%, увеличивается расход топлива, ухудшается работа тормозов с пневматическим приводом.

Сложность вертикального профиля и извилистость горных дорог влияет на режим работы и энергонагруженность тормозных систем автомобилей. Количество торможений на 1 км пути при движении по горным дорогам достигает 10-19, на отдельных участках маршрутов горных дорог температура поверхностей трения достигает у задних тормозных механизмов 460-490 °С, у передних - 270- 290 °С.

Вследствие передачи больших крутящих моментов ведущими колесами при движении на подъем, частых торможений на длительных спусках, а также мно-гочисленных поворотов с малыми радиусами происходит интенсивное изнашивание шин.

Отрицательно сказываются на надежности состояние дорожной сети и сложность профиля дорог. В результате этого в процессе движения более интенсивно используются и, как следствие, менее надежно работают двигатель, тормоза, подвеска (см. табл. 3), значительно чаще нарушаются крепления и регулировки. Все это вызывает ускоренный износ деталей и узлов, усталостные явления в них и, в конечном счете, отказ.

Повышенная влажность воздуха в горных условиях, особенно в районах с субтропическим климатом, вызывает ускоренную коррозию клемм электропроводки автомобиля, деталей, узлов, агрегатов, особенно кабины, кузова, оперения и нормалей.Все это свидетельствует о том, что при эксплуатации автомобиля в горных условиях необходимо обратить особое внимание на техническое состояние органов управления автомобиля, приборов освещения и сигнализации и правильность их установки, проведение крепежных и регулировочных работ.

Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей в горной местности необходимо произвести техническую подготовку автомобилей к работе в горных условиях, сократить на 40% периодичность ТО и строго выполнять специальные правила вождения в горной местности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: