Линейная, функциональная и линейно-штабная схемы управления

При линейной схеме управления звенья управления строго соответствуют звеньям производства. Эта схема управления обеспечивает четкую формулировку задач, полную ответственность руководителя за результаты деятельности всех подчиненных ему подразделений.

Недостатком этой схемы построения структур управления является ограниченная возможность использования компетентных специалистов в управлении деятельностью подчиненных подразделений.

Схема функционального управления производственными подразделениями основана на привлечении к руководству соответствующих специалистов, что позволяет более компетент-но решать производственные вопросы, разгрузить и упростить работу линейных руководителей. Недостатком такой схемы является то, что при ней нарушается принцип единства руководства и ответственности за порученную работу, ибо руководитель низового производственного звена получает указания не от одного, а от нескольких начальников.

Указанные недостатки позволяет устранить линейно-штабная схема управления производством. При этой схеме управления у руководителя производственного звена вышестоящего уровня имеется несколько функциональных подразделений или исполнителей, представляющих своего рода штаб управления. Однако решения руководителя до нижестоящего производственного звена доводятся непосредственно, а не через функциональные подразделения, как это было в случае функциональной схемы управления. Такая схема обеспечивает наиболее эффективное сочетание единоначалия с деятельностью компетентных специалистов в функциональных подразделениях.

Функциональные подразделения предприятия составляют аппарат управления. Нормативы численности работников аппарата управления автотранспортных предприятий по их функциям устанавливаются согласно Типовым структурам и нормативам численности инженерно-технических работников и служащих автотранспортных предприятий.

Структуру и штатное расписание предприятия в пределах установленной численности фонда заработной платы утверждает руководитель предприятия.

Автотранспортное предприятие возглавляет руководитель (директор, начальник), который назначается на должность и освобождается от должности приказом вышестоящего органа. Директор является руководителем, наделенным правами единоначальника. Он распоряжается всеми средствами предприятия, подбирает и расставляет кадры, контролирует деятельность всех подразделений предприятия. Он несет персональную ответственность за выполнение государственного плана и соблюдение финансовой дисциплины. Директор, представляя администрацию предприятия, заключает коллективный договор с местным комитетом профсоюза, как с представителем трудового коллектива предприятия.

Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение двух ее частей: внутренней и внешней среды.

Анализ внешней среды включает изучение следующих компонентов: состояние экономики страны; правовое регулирование и управление; государственные и политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры, а также конкуренты (существующие и потенциальные), потребители продукции, поставщики всех видов потребляемых предприятием ресурсов. Анализ внешней среды позволяет выявить потенциальные возможности и угрозы.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация; организационная структура; научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура. Анализ внутренней среды позволяет определить сильные и слабые стороны в деятельности предприятия.

 

БИЛЕТ № 8




double arrow
Сейчас читают про: