Современные теории международной

ТОРГОВЛИ

 

Во второй половине XX в. появился ряд теорий международной торговли, авторы которых стремились обобщить новые явления в меж­дународной торговле, в частности быстрое развитие торговли между странами, находящимися примерно на одном уровне развития, а также между материнской компанией и ее филиалами в разных странах мира.

 

ТЕОРИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЫВА. Дальнейшим развитием теории Хекшера — Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной от­расли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Произво­дя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может полу­чить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экс­портеры заинтересованы в увеличении производства данного
товара и его реализации на мировом рынке.

Однако технологические новшества не могут быть узурпирова­ны той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран. В результате ранее образовавшийся технологический разрыв оказывается преодоленным, а первоначальные преимущества утраченными. 

Тем не менее пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использова­ны новые технологии. Вместе с тем он стимулирует и развитие эконо­мики страны-импортера. В первом случае имеет место своеобразная «технологическая рента», во втором — приобретается более совершен­ная в техническом отношении продукция, применение которой позво­ляет повысить эффективность экономики.

В целом теорию технологического разрыва можно рассматривать как дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ. Однако, как свидетельствует практика, торговля сохраняется и в случае вы­равнивания технологического потенциала двух стран. Поэтому поле
применения этой теории оказывается суженным.    

 

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО НИКЛА ПРОДУКТА. В 60-е годы широкое распространение получила теория жизнен­ного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским эконо­мистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно вы­делить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.

На первом этапе (внедрении) издержки производства нового то­вара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен.

На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт (что на­блюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потен­циальные общественные потребности в первую очередь местного рын­ка, а затем и мирового), выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экс­порт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетво­ряется поставками преимущественно из страны, в которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает произ­водиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может созда­вать филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода ли­цензии.

На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако, поскольку рынок уже на­сыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом за­рубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке,

Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых то­варов, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на пер­воначальный товар снижается, что приводит к сокращению его про­изводства.

Необходимо отметить, что теория жизненного цикла товара от­ражает некоторые реально существующие взаимосвязи в мировом хо­зяйстве (например, лидерство США и в меньшей мере других стран с развитой рыночной экономикой в разработке и внедрении новых продуктов). Однако она может объяснить в целом достаточно ограничен­ный круг явлений. Так, имеется устойчивый спрос на сырьевые товары и некоторые пищевые продукты (в частности алкогольные напитки). Между тем их производство не может быть увеличено в сколько-ни­будь значительных масштабах или перенесено в другие страны.

 

МНОГОФАКТОРНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ТОРГОВЛИ. В ряде теорий международной торговли обращается особое вни­мание на достижение и поддержание конкурентных преимуществ, которые к настоящему времени уже достаточно подробно выяв­лены. Для обеспечения конкурентных преимуществ компании должны непрерывно внедрять в производство технические нов­шества и усовершенствования. Полем деятельности крупной ком­пании становится все мировое экономическое пространство.

Основной упор в новейших теориях делается на анализ все воз­растающей части международной торговли в виде внутрифирменной торговли в рамках транснациональных корпораций. Поэтому происхо­дит определенное сближение форм и методов разработки и осуществ­ления транснациональными корпорациями стратегии развития как внутри страны, так и в пределах мирового экономического простран­ства, которое разделено государственными границами. Так, учитывая все возрастающее разнообразие номенклатуры производимой продук­ции в различных странах, считается, что для поддержания устойчивой тенденции к росту торговли стране достаточно иметь структуру про­изводимой в ней продукции, отличную от структуры производства в других странах. Специализация на отдельных видах продукции об­рабатывающей промышленности позволяет добиваться экономии на масштабах производства. Это, в свою очередь, обеспечивает выгоду от внешней торговли, поскольку позволяет предложить товары мирово­му рынку по конкурентоспособным ценам. К тому же само увеличение масштабов производства сверх внутренних потребностей заставляет производителей искать возможности сбыта товаров за границей.

 

Теоретическое исследование причин включения стран в между­народное разделение труда показывает, что, по-видимому, не существу­ет единой причины, порождающей стимулы к такому участию. В раз­ные исторические периоды причины могли быть различными. Так,
включение страны в колониальную торговлю происходило насиль­ственным путем, что, однако, повлекло за собой трансформацию эко­номики, принявшую однобокий, уродливый, но тем не менее устойчиво воспроизводящийся характер.

Преодоление колониального наследия до сих пор остается слож­ной и трудноразрешимой проблемой для целого ряда стран. Опыт по­следних десятилетий свидетельствует со всей определенностью, что без участия в международном разделении труда нельзя обеспечить благоприятных условий для быстрого прогресса национальной эко­номики. Наибольшего успеха в целом добились те страны, которые ориентировались на более широкое и глубокое включение в между­народное разделение труда. Примером могут служить «новые индус­триальные страны».

К участию в МРТ может стимулировать как рост внутреннего производства и ограниченность внутреннего потребления, так и целе­направленная государственная политика поощрения экспортной ори­ентации хотя бы некоторых отраслей национальной экономики.






КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. В чем заключаются особенности современного международ­ного разделения труда по сравнению с традиционным разде­лением труда?

2. Сравните понятия «мировое хозяйство» и «международные экономические отношения».

3. Почему существует неравномерность экономического разви­тия стран и регионов?

4. Каковы количественные и качественные критерии неравно­мерности?

5. Определите сущность процесса транснационализации.

6. Что такое транснациональные корпорации и банки? Каковы критерии отнесения компаний и банков к транснациональным?

7. В чем заключается сущность глобализации? Ее главные на­правления.

8. Что такое «глобальные проблемы человечества»?

 

1. Что такое абсолютные и относительные сравнительные пре­имущества?

2. Какими факторами определяется наличие тех или иных срав­нительных преимуществ в экономике?

3. Можно ли ограничиться исследованием какого-либо одного фактора при анализе сравнительных преимуществ?

4. В какой мере применима теория сравнительных преимуществ при исследовании современной международной торговли?

5. Проиллюстрируйте числовым примером положения теории Хекшера — Олина (с учетом разной обеспеченности страны земельными и трудовыми ресурсами).

6. Какими сравнительными преимуществами обладает россий­ская экономика в начале XXI в.?

7. Следует ли сохранять исторически сложившиеся сравнительные преимущества российской экономики?

8. Какие новейшие теории международной торговли вы знае­те? Достаточно ли адекватно они отражают тенденции раз­вития мировой торговли?

9. Покажите взаимосвязь и взаимозависимость между сравни­тельными преимуществами экономики той или иной страны и обменным курсом ее национальной валюты.

10. Всегда ли возможна реализация сравнительных преимуществ в международной торговле?

11.Насколько применима теория жизненного цикла продукта к торговле: а) сырьевыми товарами; б) пищевыми продукта­ми; в) бытовыми электроприборами; г) автомобилями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: