Сущность и свойства общественных благ

Введение

Роль общественных благ в настоящее время очень велика, так как жизнь каждого человека непрерывно связана с обществом, а значит, и со сферой экономических благ. Что общего между такими понятиями как национальная безопасность, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей, образование, культура, результаты фундаментальных научных исследований, международная и региональная стабильность? Все это относится к общественным благам.

Процессы, протекающие в экономике оказывают серьезное влияние на систему экономических и институциональных отношений всех субъектов экономики. Появляются новые взаимоотношения в системе воспроизводства общественных благ, что предполагает исследование их места в современной экономике.

Изучение процесса производства и потребления общественных благ является интересной и актуальной темой, потому что общественные блага являются одним из факторов, которые обеспечивают экономический рост, повышение уровня жизни населения, а также престижа страны.

       Целью курсовой работы является исследование общественных благ и роли государства в обеспечении общественных благ. В качестве примера мы рассмотрим образование в России.

       Задачами курсовой работы являются следующие: определение сущности общественных благ, их классификация, анализ способов предоставления общественных благ, а также роли государства в их предоставлении. Практической задачей работы является рассмотрение образования в России в системе производства общественных благ – характеристика системы образования, анализ показателей, выявления проблем в системе образования России и способов их решения.


 


Теоретические и методологические аспекты определения сущности общественных благ

Сущность и свойства общественных благ

Общественные блага – это  товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Можно привести множество примеров общественных благ – это образование, здравоохранение, дороги, внутренняя и внешняя безопасность, маяки, общественный транспорт, библиотеки и т.д.

Если рассматривать историю возникновения общественных благ, то можно отметить, что приверженцы теории маржинализма первостепенным выделяли индивидуальный интерес, индивидуальные потребности. Маржиналисты считали, что все блага имеют одну и ту же основу, которую основатель Австрийской школы политэкономии Карл Менгер сформулировал так: «Человеческие потребности – вот откуда начинаются цепочки экономических причин и следствий». [24]

Карл Менгер в своей работе «Основах политической экономии» произвел детальный анализ продукта как блага, выделил четыре условия, при единении которых продукт приобретает характер блага:

● человеческая потребность;

● свойства продукта, которые делают его пригодным для удовлетворения этой потребности;

● познание человеком этой причинной связи;

● возможность распоряжаться продуктом таким образом, чтобы действительно употребить его для удовлетворения этой потребности.

Выделяются общественные блага высшего и низшего порядка, а также непосредственное и опосредованное распоряжение данными благами. [4]

Карл Менгер пишет, что «блага высшего порядка получают и удерживают свой характер не по отношению к потребностям настоящего времени, но исключительно по отношению к тем потребностям, которые предусмотрены человеком и проявляются по окончании производственного процесса».

Известный американский политолог Джон Роулз развивал эту теорию, он характеризовал общественные блага как «то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также нормальными членами общества, сотрудничающими всю жизнь». Данная теория позволяет выделить особую группу благ – общественные блага, как блага «высшего» порядка, опосредованно удовлетворяющих либо все человеческие потребности (выживание, безопасность, материальная удовлетворенность, статус и положение в обществе, оценка собственной значимости и моральная удовлетворенность) либо отдельные её виды. Все общественные блага можно охарактеризовать посредством двух аспектов. Первый – это исключительность доступа. Она имеется тогда, когда при пользовании определенным благом мы можем эффективно исключать других индивидов из пользования им. Например, наслаждаться сочным апельсином, за который заплатили деньги только мы, можно в одиночку, тогда как «услуги» патрулирующего улицу полицейского, которые оплачиваются из налогов, приносят пользу как тем, кто платит налоги, так и тем, кто уклоняется.

Другой аспект – конкурентность в потреблении благ. Если к потреблению блага может подключиться еще один дополнительный индивид, и при этом полезность, получаемая другими потребителями, не уменьшится, то благо является неконкурентным – как, например, те же самые услуги по охране общественного порядка. Напротив, апельсин является конкурентным благом, поскольку, если некто съест половину нашего апельсина, то наше удовольствие от его поедания серьезно снизится. [3]

Комбинация эти двух характеристик дает нам четыре возможных варианта, изображенных в таблице 1.

Таблица 1

Свойства общественных благ

Свойства благ Наличие исключительности доступа к благу Отсутствие исключительности доступа к благу
Конкурентность в потреблении Частные блага Частные внешние эффекты
Отсутствие конкуренции при потреблении Клубные или коллективные блага: Общественные блага или общественные внешние эффекты

Свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении общественных благ и создают сложности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.

Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, то есть невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага.

С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю. Вышеуказанный пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно «переполнение». Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило, не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге. Таким образом, «переполнение» означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. При этом, предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля.

Таким образом, мы видим, что сочный апельсин на языке экономики будет частным благом, тогда как работа милиционера будет предоставлять нам общественное благо под названием «безопасность». Однако существуют еще два типа благ. [21]

Частные внешние эффекты характеризуются конкурентностью и неисключительностью. Например, численность рыбы в Мировом океане ограничена, и вылов рыбы одним рыбаком уменьшает полезность другого. Однако ни один рыбак, при прочих равных, не в состоянии исключить другого из пользования этим благом. Такие ресурсы называются также ресурсами общего пользования. Экономисты доказали, что, как правило, такие ресурсы быстро истощаются, поскольку каждый индивид действует по принципу «бери как можно больше, чтобы не досталось другому». Такая ситуация получила в экономике название трагедии общин. Ресурсы общего пользования – отдельная серьезная проблема экономической науки и практики.

Для клубных благ характерно наличие ограничений на доступ к благу для индивидов, не являющихся членами некоего сообщества и отсутствие конкуренции в потреблении этих благ. Например, наслаждение, получаемое от выступления музыкантов, приглашенных на корпоративный вечер, для работников компании ничуть не уменьшится, если они пригласят еще несколько десятков любителей музыки «с улицы». Однако в нашем случае можно легко исключить этих любителей из потребления, просто закрыв двери или выставив охрану.

Данный пример демонстрирует одно важное положение: практически не бывает чистых типов того или иного блага. Все зависит от способа предоставления блага, точнее сказать, от структуры выгод и издержек, которые сопряжены с этим способом. Например, некоторые европейские страны знали времена, когда поимка преступников была больше делом обычных граждан, а не полиции, причем вознаграждение граждане получали в фиксированном размере от имущества преступника. Таким образом, благо «безопасность» может быть не только общественным: такого рода блага предоставляют, например, телохранители.

Существует целый ряд факторов, которые определяют, к какому именно типу в данный момент времени относится то или иное благо. Например, по мере появления новых технологий блага могут перемещаться из одного типа в другой. Скажем, долгое время услуги маяка являлись классическим примером общественного блага, к которому регулярно обращались экономисты. Однако появление и развитие радиоэлектроники привело к тому, что теперь услуги маяка вполне могут относиться к разряду частных благ: вместо обычного маяка теперь можно установить радиомаяк, который будет посылать сигнал, принимаемый не всеми кораблями, а лишь теми, кто имеет специальную аппаратуру, знает частоту передачи сигнала и так далее.[20]

Таким образом, можно сказать, что в самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: