Классифицируем существующие общественные блага по следующим основным признакам:
1. По полноте выраженности свойств выделяют чистые и смешанные общественные блага.
Чистые общественные блага в значительной степени обладают двумя свойствами – неисключения и неконкурентности. Данный вид общественных благ остаточно редко встречается, так как является больше моделью, чем действительностью. Примером может служить национальная безопасность, законодательство, государственные экологические программы.
Смешанные общественные блага – это те блага, у которых хотя бы одно из обозначенных основных свойств выражено в ослабленной степени. Смешанные блага разделяются на перегружаемые, исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом) и прочие. Перегружаемые общественные блага – это те, у которых свойство несоперничества выполняется только до определенного момента. Пример – автомобильная дорога. Увеличение числа участников дорожного движения приводит к возникновению экстерналий – пробок, а это ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей. Таким образом, к перегружаемым общественным благам можно отнести воду, чистый воздух, мосты, тоннели.
|
|
2. В зависимости от признака делимости в потреблении выделяют делимые и неделимые общественные блага.
Неделимые общественные блага – это те, которые невозможно разделить на части в процессе потребления. Примером служат общественные блага: национальная оборона, чистый воздух, чистая вода, нравственность, регулирование уличного движения.
Делимые общественные блага можно поделить на части. У человека есть право выбора при потреблении данных благ. Поэтому делимые общественные блага близки к частным благам, так как и их можно разделить на части.
3. По способу финансирования затрат общественные блага рассматривают как блага с прямым и косвенным финансированием.
Если вспомнить определение, то предоставление государством общественного блага должно осуществляться на бесплатной основе. Иначе будет нарушаться свойство неисключения, что может привести к социальному напряжению в обществе. С другой стороны, установление определенной платы за пользование в некоторых случаях может положительно сказаться на потреблении данного блага, стоит вспомнить пробки на дорогах. С точки зрения финансов, государству выгодно сочетать прямой и косвенный способы финансирования затрат, что приводит к возникновению дополнительного источника денежных средств. Прямой способ финансирования затрат осуществляется путем установления четкой платы за пользование объектом.
|
|
4. В зависимости от государственного участия от государственного участия в производстве общественные блага можно рассматривать в трёх аспектах:
● Финансируемые за счёт государственных (бюджетных) средств;
● Финансируемые за счёт негосударственных средств: добровольные пожертвования коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц;
● Финансируемые за счёт сочетания государственных и негосударственных средств.
5. В зависимости от производителя общественные блага подразделяются на блага, производимые государством, частным сектором, а также совместно.
6. В зависимости от национальной принадлежности ресурсов, направленных на производство, общественные блага рассматриваются в трех аспектах: с использованием национальных ресурсов, с привлечением иностранных ресурсов, а также с совмещением национальных и иностранных ресурсов.
7. В зависимости от объема необходимых ресурсов, требующихся для производства, общественные блага подразделяются на следующие виды:
● Блага, требующие большого количества ресурсов;
● Блага, требующие относительно небольшого количества ресурсов;
● Прочие блага, зависящие от конкретной ситуации.
8. В зависимости от дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей) общественные блага подразделяются на следующие виды:
● Локальные (местный характер) – производство данных благ осуществляется в целях конкретной местности, и преимущественный доступ к потреблению которых, имеют жители данного отдельно взятого муниципального образования. Например, живописный город, пешеходные и велосипедные дорожки, городские парки, строительство и содержание дорог и др.
● Региональные – это блага, производство которых осуществляется в целях определенного региона, преимущество в доступ к потреблению данных благ имеют жители этого региона.
● Группы регионов (районный характер)– это такие блага, при производстве которых учитываются цели и задачи определенного района, поэтому преимущество в доступе к потреблению этих благ имеют жители этого региона.
● Общенациональные (общегосударственные)– это блага, которые производятся, а затем и потребляются в общенациональном масштабе. Эти блага обеспечиваются на федеральном уровне. К числу данных благ относится большинство экологических благ, права человека, национальную оборону, нравственность, культуру и другие.
● Международные – это блага, которые производятся и потребляются либо в глобальном общемировом масштабе, либо на территории двух или более государств. Примерами могут служить следующие блага: чистый воздух, разнообразие флоры и животного мира, маяки и другие.
9. По уровню субъекта, осуществляющего управление воспроизводственным процессом, (по уровню субъекта, несущего ответственность за воспроизводственный процесс) общественные блага рассматриваются в четырех формах:
● Местного уровня;
● Регионального уровня;
● Общенационального уровня;
● Международного уровня.
10. По субъектно-объектному характеру (по характеру производства) общественные блага делятся на имеющие природный характер и человеческий характер.
11. По степени выраженности положительного внешнего эффекта общественные блага могут быть социально значимыми и прочими.
Социально значимыми общественными благами называют такие блага, производство которых вызывает значительный положительный внешний эффект. Самым ярким примером могут служить услуги образования. Под прочими общественными благами в данной группировке понимают такие блага, у которых степень выраженности положительного внешнего эффекта не так сильна.
12. В зависимости от деления экономики на сферы деятельности общественные блага можно классифицировать на следующие типы:
|
|
● Блага, обеспечивающие поддержание производственной сферы;
● Блага, обеспечивающие поддержание непроизводственной сферы.
13. В зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства общественные блага могут быть представлены в виде:
● Поддержания деятельности исполнительных, законодательных и судебных властей.
● Международной деятельности: международный порядок и стабильность.
● Национальной обороны.
● Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.
● Фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу.
● Охраны окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии.
● Транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики.
● Жилищно-коммунального хозяйства.
● Образования, в том числе формирования человеческого капитала.
● Здравоохранения и физической культуры.
● Культуры, искусства и кинематографии.
● Средств массовой информации.
● Социальной политики.
● Прочих форм.
Таким образом, проведенная классификация общественных благ показывает многогранность различных признаков и путей их применения. Кроме рассмотренных классификационных признаков могут быть использованы и другие. Выбор и анализ признаков классификации общественных благ должен осуществляться, на наш взгляд, так, чтобы он согласовался с целевой ориентацией рассматриваемой проблемы. В данной работе ею является создание системы наиболее эффективного распределение государственных ресурсов как внутри общественного сектора экономики, так и в других секторах.
Представим общую классификацию общественных благ на рисунке 1.
Рис. 1 Классификация общественных благ |