Классификации отечественных подходов к личности

Этапы развития психологии личности в нашей стране (Петровский): 1)20-30е этап имплицитных(доопытных) представлений о существовании одномерной феноменологии личности-личность можно описать с помощью одной черты- добрый, спокойный итп.2)50е коллекционирование черт. Чем больше качеств изучали, тем яснее становилась картина. 3)60-70е структурный подход а)расширенное понимание личности (Ананьев) все уровни бытия от биологических свойств б)»вершинное» понимание личности как высшего уровня (Мерлин) 4) 70-80е системный подход, системообразующий принцип (психология отношений, установок, деятельности).

Деятельностная теория личности - С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. В этом подходе отрицается биологическое и, тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности [8]. Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

Диспозициональная теория личности – Олпорт, Небылицын -Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.

«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами - с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. (Айзенк). «Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако, от каких именно и насколько - не входит в круг их исследовательских задач. (Олпорт)

Общие классификации концепций личности.

Немов. 5 оснований для классификации концепций: 1) способ объяснения поведения от внутренних психологических свойств (психодинамическая теория) до внешней ситуации (социодинамическая теория).2)способ получения данных о личности от анализа и обобщения эмпирически полученных фактов (эксперименталные теории) до жизненных впечатлений, наблюдений и опыта (неэкспериментальная теория).3) угол зрения на личность: анализ стр. личности и системы понятий ее описания (структурные теории) либо внимание к динамики личности, ее преобразованиям, изменениям (динамические теории).4) возрастной диапазон: ранняя юность- вся жизнь. 5)понятия, в которых описывается личность.

Братченко, Миронова                 

Природа человека

Основные направления Способ воздействия на личность

пессим

нейтр Поведенческие подходы, бихевиоризм, советские концепции Формирование, коррекция
негат Ортодоксальный психоанализ Борьба с дурными качествами, искоренение

оптим

позит Гуманистическая психология Создание благоприятных условий для раскрытия качеств
Условно позитивна Экзистенциальная психология Оказание помощи

 

Основные проблемы психологии  личности

1) Проблема направленности личности(как устойчиво доминирующую мотивационную установку) 2) Проблема соотношения внутрипсихической организации и внешнего мира человека. 3) Проблема развития личности в процессе жизненного пути 4) Проблема нормы и патологии личности. 5)Проблема познания личности, методы познания. 6) Проблема помощи личности7) Проблема типологии личности 8) Способ связи человека и мира 9)Процессы, функции, свойства личности.

9Общее представление о теоретических моделях личности и их типах.

1)«Объектная» модель л.- л. как человека с пассивной жизненной позицией и низкой жизненной ответственностью.(психоанализ, бихев, повед подход). 2) «Субъектная» модель л- л.как человек, обладающий активной жизненной позицией и высокой ответственностью.(гуман.неофрейдизм, гуманист.психол3) Целостная гомеостатическая» модель - учет как воздействие извне, так и собственные устремления личности при этом личность рас-сматривается как низкокреативная(когн.психол)4) «Целостная гетеростатическая» модель –учет в объяснении ответственности личности воздействия извне и собственные; л. Высококреативна5) «Ситуативно-целостная» - учет внутр и внешние факторы бытия, л. адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации(Система отношений, деятельн.подход,псих. установки,стукрурные конц., франц.социол.школа).6) «Внутренне-целостная» - внутренние и внешние факторы бытия. Л. в конкретной ситуации рассматривается как адаптивная или творческая в соответствии с осознанным нравственным идеалом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: