Основные тенденции развития психологии личности за рубежом

. психология личности остается на уровне описательной психологии. Еще в 1937 г. Г.Оллпорт в своей знаменитой книге «Личность: психологическая интерпретация» рассмотрел более 50 определений личности, не сумев, по сути, их обобщить. Спустя 50 лет видный отечественный психолог Щедровицкий отмечает, что ситуация нисколько не улучшилась. Сегодня, 15 лет спустя, мы может повторить эти слова. практически любой более-менее известный ученый считает своим долгом обнародовать и собственное понимание личности.Если говорить о преобладающих тенденциях в зарубежной психологии личности, то, прежде всего, стоит отметить теории черт. Популярность теорий черт мы можем связать с функционально-потребительским отношением к человеку и развитием естественно-научной методологии познания, сопро-вождающимся распространением измерительного подхода к личности.

Теории личностных черт — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного направления обычно и называют чертами.

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х — 40-х гг. XX века уже упоминавшимся в статье о гуманистичеком направлении в психологии американским психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира (например социальные ситуации), адекватные наличествующей черте.

Г. Олпорт разделял черты на общие, или измеряемые, которыми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида и наиболее полно, с точки зрения Г. Олпорта, отражающие особенности его личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Г. Олпорт стал применять термин «черты личности» только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных он ввел новый термин — индивидуальные диспозиции (по этой причине теории черт стали часто обозначать как диспозициональное направление в психологии, что не следует путать с получившей распространение в отечественной психологии диспозиционной концепцией В. А. Ядова). Г. Айзенк и Р. Кеттел, опирались, прежде всего, на позволяющий выявить закономерности, характерные для значительных по своему составу сообществ. С этой целью они обследовали большие выборки испытуемых и использовали для выявления закономерностей сложные математические процедуры, в частности, факторный анализ. При этом и Г. Айзенк, и Р. Кеттел исходили из убеждения, что основная функция психологии является прогностической, т. е. главной задачей выступает необходимость предсказать поведение человека в той или иной ситуации.

14. Индивидуальное развитие личности. Представления о развитии личности в

Различных психологических школах.

Фрейд акцентирует внимание на психосексуальном развитии. Эпигенетическая модель стадий развития Э.Эриксона наиболее подробно описывает жизненным цикл, охватывающий детство, зрелость и старость. Бихевиоризм. изменения поведенческих действий в результате внешних воздействий.Сеченов у ребенка стремление к контакту с окружающим миром инстинктивно; удовлетворяется оно посредством движения в рефлексе. Все психические явления развиваются путем рефлекса. Бехтерев рассматривает развитие сложных форм поведения из простых рефлексов. Описывая развитие личности, представители гуманистического психоанализа большое внимание уделяют особенностям детского развития как решения все новых противоречий и выхода из них. Особое значение, в соответствии с психоаналитической традицией, придается семейной ситуации, взаимоотношениям в семье. Полагается, что развитие как таковое возможно лишь в первые годы жизни. православной духовной психологии, развитие личности понимается как смысловое, нравственно-ценностное (Б.С.Братусь), нравственное становление в связи с формированием зрелой личностной идентичности (Е.К.Веселова), движения в сторону обожения (М.Л.Дворецкая), то есть как духовное становление, требующее от человека усилий.

духовной психологии видится в развитии духа, что отражается на всей жизни человека.Представители «психологии бытия» рассматривают развитие личности в масштабе жизненного пути (жизнедеятельности), акцент ставя нразвитии высших «слоев» личности, связанных с активностью, творчеством, ответственностью, осмысленностью жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow