Особенности готовности к школе детей с ЗПР

 Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

 Экспериментальная часть.

Основной целью психологического обследования ребенка с ЗПР при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезодаптации.

Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. 

· Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

· Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

· К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.

 


№ 25. Умственная отсталость, как тип отклоняющегося развития

Отклонения в развитии.

Развитие человека, это прямая линия, направленная вверх. Человек рождается, генетически и биологически детерминированные способности в определенных социальных условиях созреваюти «выталкивают» ребенка в следующий возрастной этап. Там, под действием генетических, биологических и социальных факторв происходит тоже самое.

ü Генетические факторы – это способности, задатки, полученные от предыдущих поколений.

ü Биологические факторы – развитие внутренних органов и функций.

ü Социальные факторы – человеческая среда общения.

При соблюдении положительного сочетания данных факторов развитие личности и человека можно рассматривать как прямую линию

Теперь представим себе, что в какой то момент произошел сбой. Для умственной отсталости характерным является органическое поражение мозга. Значит, в какой то момент по причине инфекции, интоксикации, патологии родов, оказался нарушен биологический компонент. На его основе, уже не может развиваться определенная функция. Значит «выталкивание «индивида в следюющую возрастную группу происходит с определенными тудностями (или совсем не прогисходит). Здесь и происходит отклонение в развитии. Дальше оно у каждого отдельного индивида протекает по общим закономерностиям развития детей с нарушениямии по специфическим (присущим только данному нарушению) закономерностям

 

Умственная отсталость.

Основным диагнозом у группы «особенных» детей являет­ся диагноз «умственная отсталость», или олигофрения, как называли это нарушение развития раньше. Поэтому остано­вимся на этом нарушении подробно.

Дать всеобъемлющее определение умственной отсталости очень сложно. Например, одно из последних определений, данное В. В. Ковалевым, «умственная отсталость — это группа чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной сте­пени и по самым различным причинам нарушающих адекват­ное возрасту функционирование индивида в обществе вслед­ствие дефекта познавательных способностей» Или другое определение, содержащееся в Меж­дународной классификации болезней 10-го пересмотра: «Умственная отсталость — это состояние задержан­ного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявля­ющихся в период созревания и обеспечивающих общий уро­вень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, мотор­ных и социальных способностей», у таких детей, так же от­мечено в МКБ-10, адаптивное поведение нарушено всегда.

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нару­шениями всей психической деятельности, особенно в сфере по­знавательных процессов. При этом они ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более млад­шего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: