Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления.
Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Экспериментальная часть.
Основной целью психологического обследования ребенка с ЗПР при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезодаптации.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.
· Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
· Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
· К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.
№ 25. Умственная отсталость, как тип отклоняющегося развития
Отклонения в развитии.
Развитие человека, это прямая линия, направленная вверх. Человек рождается, генетически и биологически детерминированные способности в определенных социальных условиях созреваюти «выталкивают» ребенка в следующий возрастной этап. Там, под действием генетических, биологических и социальных факторв происходит тоже самое.
ü Генетические факторы – это способности, задатки, полученные от предыдущих поколений.
ü Биологические факторы – развитие внутренних органов и функций.
ü Социальные факторы – человеческая среда общения.
При соблюдении положительного сочетания данных факторов развитие личности и человека можно рассматривать как прямую линию
Теперь представим себе, что в какой то момент произошел сбой. Для умственной отсталости характерным является органическое поражение мозга. Значит, в какой то момент по причине инфекции, интоксикации, патологии родов, оказался нарушен биологический компонент. На его основе, уже не может развиваться определенная функция. Значит «выталкивание «индивида в следюющую возрастную группу происходит с определенными тудностями (или совсем не прогисходит). Здесь и происходит отклонение в развитии. Дальше оно у каждого отдельного индивида протекает по общим закономерностиям развития детей с нарушениямии по специфическим (присущим только данному нарушению) закономерностям
Умственная отсталость.
Основным диагнозом у группы «особенных» детей является диагноз «умственная отсталость», или олигофрения, как называли это нарушение развития раньше. Поэтому остановимся на этом нарушении подробно.
Дать всеобъемлющее определение умственной отсталости очень сложно. Например, одно из последних определений, данное В. В. Ковалевым, «умственная отсталость — это группа чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей» Или другое определение, содержащееся в Международной классификации болезней 10-го пересмотра: «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей», у таких детей, так же отмечено в МКБ-10, адаптивное поведение нарушено всегда.
Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов. При этом они ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.