Формы умственной отсталости

Общие особенности астенической формы умственной отсталости

Почти у всех детей астенической формы— лгкая степень умственной отсталости, у 50% из них в раннем возрасте — речевое недоразвитие. Примерно у 10% в первые годы жизни констатируется временная остановка психического развития с утратой приобретенных навыков ходьбы, речи, опрятности. Описываемые дети отличаются несоответствием уровня развития одних психических проявлений по отношению к другим. Практически у всех наблюдается неустойчивое и легко истощающееся внимание, отмечающееся уже в дошкольном возрасте, из-за чего они не могут принимать длительного участия в играх. В школьном возрасте они неусидчивы, плохо сосредоточиваются при объяснениях учителя и решении задач. У некоторых детей внимание было настолько плохим, что они были не способны к работе в классе. Их продуктивность повышалась лишь при индивидуальных занятиях.

 

Общие особенности атонической формы

Описываются умственно отсталые дети, у которых преобладают нарушения внимания. У части из них внимание не привлекается совсем. Заставить их сосредоточиться может только настойчивое обращение, и то лишь на короткое время. В отсутствие стимуляции они не способны ни воспринимать, ни репродуцировать свой опыт. У других имеется болезненная подвижность внимания, любые новые раздражения их немедленно отвлекают. Они перескакивают от одного впечатления к другому, не пережив воспринятое достаточно глубоко.

М. О. Гуревич (1934) и Н. И. Озерецкий (1938) описывают состояния резидуально-органического генеза, при которых имеются западе-ния одних интеллектуальных функций при сохранности других, неспособность к напряжению внимания, слабость сосредоточения, быстрая истощаемость, необычная отвлекаемость, замедление или ускорение течения представлений, затруднение в обучении школьным навыкам. Один из вариантов (гиперкинетический синдром) характеризуется постоянным двигательным возбуждением, моторной недостаточностью фронтального типа, мориоподобным поведением, недоразвитием речи и интеллекта.

Эти особенности психики считаются характерными для органического поражения ЦНС Неустойчивость поведения детей в этих случаях связывается то с «плохой интеграцией психики», то с необычной изменчивостью ее функционального состояния, то с некоординированностью психических проявлений. Особенностями эмоциональности у них считают катастрофические реакции при фрустрациях. Отмечается плохая концентрация внимания.

С. С. Мнухин (1962) у некоторых олигофренов описывает своеобразные нарушения психики, считающиеся характерными для шизофрении. Особенности клинической картины у них выражаются в резком ослаблении интересов, целенаправленной активности и контактов с окружающими, в отсутствии прямых обращений, обильной, но лишенной содержания и цели речевой продукции, склонности к эхо-лалии. Больные ни на чем не фиксируют внимание, бесцельно скользят отсутствующим взглядом по происходящему вокруг них, а с другой стороны — часами застревают на стереотипной возне с каким-нибудь предметом. Даже если психическое недоразвитие не глубоко, дети не связывают отдельные элементы ситуации и не стремятся сделать это.

Общие особенности дисфорической формы

Изучая в детской клинике состояния психического недоразвития, мы выделили форму, характеризующуюся умственной отсталостью, нецеленаправленным поведением, грубо расстроенным вниманием и колеблющейся в своей интенсивности аффективной напряженностью. Представители этой формы неустойчивы, капризны, раздражительны, плаксивы и легковозбудимы. В подавляющем большинстве случаев у них без видимых причин на этом фоне возникают аффективные разряды, нередко сопровождающиеся разрушительными действиями и агрессией.

Уровень психического недоразвития 2/3 этих детей соответствует легкой степени умственной отсталости, интеллект остальных — менее развит. Из всех детей этой формы свыше 30% обучаются во вспомогательной школе. Остальные по своему психическому состоянию остаются в семье или находятся в детских домах для инвалидов. Наряду со значительно обедненным содержанием мышления отмечено нарушение его целенаправленности, стройности и темпа. У части детей мышление замедленное, обстоятельное, с проявлениями персеверации или элементами стереотипии и эхолалий. У большинства отмечены различные расстройства речи: недоразвитие, косноязычие, недостаточная модули-рованность, замедление темпа, нарушение стройности и даже нечленораздельное бормотание. В процессе общения они не сразу отвечают на вопросы, требуют повторных побуждений. Речь других состоит из недостаточно связанных между собой слов и предложений, их ответы на вопросы носят нередко случайный характер. Исключение составляют индивиды с речевой расторможенностью и многоречивостью.

Неудовлетворительной памятью, уровень которой трудно объяснить одним интеллектуальным дефектом, отличаются более половины детей. В противоположность этому у остальных механическая память развита лучше других психических функций. Одним из наиболее характерных симптомов является нарушение внимания, наблюдающееся у всех детей. Почти у 50% это расстройство достигает степени тяжелой апрозексии.

Для описываемых детей наиболее характерны эмоциональные нарушения — состояния аффективного напряжения, которые у большинства наблюдаются более или менее постоянно, и эпизодически возникающие аффективные вспышки. Большинство детей в состоянии дисфории характеризуются капризностью, плаксивостью, раздражительностью, недовольством всем окружающим, частыми жалобами. Почти все не только раздражительны, но и злобны, легковозбудимы, склонны к агрессивным и разрушительным действиям. Они постоянно ссорятся со сверстниками, дерутся с ними, наносят увечья, угрожают расправой. В части случаев объектами разрядки их эмоционального накала становятся они сами. У меньшего числа детей наблюдаются дистимические расстройства, проявляющиеся в форме напряженных, нелепых и немотивированных эйфории. Наряду с более сложными эмоциональными нарушениями почти у половины резко усилены примитивные влечения.

Общие клинические особенности стенической формы

Дети с этой формой отличаются сравнительно равномерным недоразвитием как интеллектуально-мнестических, так и эмоционально-волевых функций. Приспособление к семейной ситуации, школьному коллективу, социальная адаптация в целом, как и овладение навыками письма, чтения и счета, у них находятся в большей мере, чем у детей с другими формами, в зависимости от уровня их психического развития. Ограниченности, бедности и уплощенности их мышления соответствуют примитивность и недостаточная дифференцированность аффективной сферы. Менее изменены влечения — пищевые, оборонительные и другие реакции. Относительная сила этих побуждений обусловливает более целенаправленное, устойчивое и организованное поведение. Однако, несмотря на определенную мотивированность отдельных поступков, их поведение в целом лишено творческой инициативы и любознательности. В посильной же для них умственной и физической деятельности они проявляют вполне удовлетворительную выносливость и прилежание.

У половины детей — резкое отставание развития речи. Одни дефекты речи зависят от нарушения произношения, а другие — от плохой дифференцированности слухового восприятия. Их словарный запас меньше, чем у представителей астенической формы. У детей со стени-ческой формой различные успехи в учебе. Отмечаются удовлетворительные пространственные и отчасти временные представления. Расстройства внимания менее тяжелы и обнаруживаются лишь в сравнении с процессами устойчивости, распределенности и переключаемости внимания у здоровых детей.

У подавляющего большинства детей со стенической формой имеются довольно грубые нарушения памяти. Они выражаются в худшем непосредственном запечатлении наглядного и словесного материала, в невозможности использовать приемы осмысленного запоминания. В процессе припоминания, при воспроизведении они не проявляют достаточной активности. Индивидов с относительно хорошей механической памятью мало — около 20%.

Наибольшую часть индивидов с этой формой отличают живые, яркие, достаточно сильные и синтонные эмоциональные проявления. В связи с этим они стремятся к обществу сверстников, привязаны к родителям в большей мере, чем представители других форм. В целом же чувства этих детей отличаются недостаточной зрелостью, недиффе-ренцированностью. У 50% из них аффективные проявления были плохо сбалансированы. Почти у половины детей преобладающий фон настроения добродушный и беспечный, однако наличиестойкого, ничем не омрачаемого благодушия — значительная редкость. Поведение этих индивидов в меньшей мере по сравнению с представителями других форм носит импульсивный и хаотичный характер, однако и у них практически отсутствует борьба мотивов. Они почти не учитывают возможные последствия своих действий. Все же, несмотря на это, их в сравнении с представителями других форм можно считать наиболее активными, самостоятельными и трудоспособными.

 


№ 27. Основные признаки умственной отсталости. Степени УО

 

Умственная отсталость, это прежде всего внутренний процесс нарушения интеллектуально-мнестической деятельности. Поэтому признаки ее можно разделить на внешние и внутреннии. К внешим относится не сама УО, а ее отягщающие проявления в виде нарушения поведения, эмоциональной сферы, и сопутствующие заболевания: сопутствующие нарушения зрения, ОДА, дисплазии, парезы, гиперкинезы и т.д.

К внутренним относится вся структура дефекта мышления.

Определение понятия «Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.» Если проанализировать это определение, то видно, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков.

Начнем с того, что умственная отсталость – системное нарушение. Ее можно делить и классифицировать на многие составляющие, но при этом, она сама является частью большой системы нарушений. В частности, она является типичной моделью дизонтогенеза типа «психическое недоразвитие» в классификации дизонтогенеза В.В. Лебединского

Но это еще не конечное положение в классификации, она может быть результатом искаженного развития, являющемся сочетанием недоразвития, задержанного и поврежденного развития. При многообразии форм нарушений, в понятии умственной отсталости просматривается определенная структура по тяжести нарушения. В МКБ – 10, имеется следующая классификация степеней и форм умственной отсталости:

Нарушения познавательной сферы характеризуется общим снижением возможностей психических функций, неравномерностью развития и разной степенью коррекции медикаментозными и психолого-педагогическими методами.

Восприятие. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.

Речь. У всех умственно отсталых детей обнаруживаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Ха­рактерная задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной речи. Недоразвитие речи можно наблюдать на различных уров­нях речевого высказывания (при овладении произношением, при усвоении словарного состава). К старшим классам словарный запас умственно отсталых значительно обогащается, однако сохраняется дефицитарность слов, определяющих внутренние свойства человека, а пред­ложения оказываются преимущественно простыми. Умственно отсталые дети редко бывают инициаторами диалога. Для пересказа текста им требуется большое количе­ство наглядных средств. Словарный запас беден, он состоит из «наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений»

Мышление. У умственно отсталого ребенка-дошкольника наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого он плохо понимал смысл разговоров членов семьи, содержание тех сказок, которые ему читали. Он часто не мог быть участником игр, так как не понимал необходимых указаний и инструкций; к нему все реже обращались с обычными поручениями, так как видели, что ребенок не может понять их смысл. Из-за дефектов восприятия ребенок накопил чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.

Память. Изучение психики детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что механическая и логическая память у них крайне не развиты. Вместе с этим имеются случаи гипертрофированной механической памяти. Это так называемая частичная память. При воспоминании и воспроизведении текста имеется тенденция к улучшению результатов, по сравнению с воспроизведением не связанных по смыслу слов и словосочетаний. Это означает, что дети с глубоким поражением ЦНС, хоть в минимальной степени устанавливают простейшие связи в предложении, что помогает им в запоминании.

Эмоции. Эмоционально-волевые расстройства у лиц с умственной отсталостью имеют свои особенности. Трудности в коммуникации усугубляются нарушениями в эмоциональной сфере, а именно возникновением бурных аффективных реакций без особого повода на фоне добродушного настроения, которые могут сопровождаться агрессивными и разрушительными действиями, побегами, иногда самоповреждениями, низшими влечениями (пищевыми, оборонительными, сексуальными), наличием постоянной напряженности аффекта, на фоне которого эпизодически наступают без особого повода дисфорические состояния (мрачное, злобное настроение, разрушительные, агрессивные действия). Нарушено восприятие эмоций окружающих людей и передача собственного эмоционального состояния в мимике, жестах, словах. Низкая способность тормозить эмоции – им часто долго не выйти из бурно переживаемого состояния, будь то восторг или ситуации мрачной озлобленности, так как присутствуют волевые расстройства. Характерна неразборчивость проявления эмоций в зависимости от причины возникновения этого эмоционального состояния. Отсутствие критичного отношения к своему поведению, невозможность соотносить его с меняющейся ситуацией.

Воля. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых людей, но не всегда и не во всем. Наблюдаются резкие контрасты – при обычной вялости и безынициативности поведения можно наблюдать внешне противоположные им безудержность, непреодолимость отдельных желаний.

Личность. Слабость интеллектуальной регуляции не позволяет вовремя сформировать высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность. Незрелость личности у умственно отсталого ребенка, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностями и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

Степени УО

Идиотия

Идиотия – тяжелое, необратимое и некомпенсируемое состояние психического и соматического дефектов. Дети – идиоты совершенное неспособны к приобретению теоретических знаний.

Больные, страдающие этой тяжелой формой расстройства психического и соматического развития, составляют незначительную группу в общей структуре умственной отсталости. У них психическое развитие оказалось прерванным различными патогенными факторами на ранних этапах онтогенеза. Лица, страдающие идиотией, - жертвы различных патогенных воздействий, имевших место во внутриутробной периоде, во время родов или младенчестве.

Психопатологические особенности идиотии характеризуются необычайно выраженным, грубоорганическим тотальным характером поражения головного мозга. При этом анатомически поражены не только специфически человеческие кортикальные функции мышления и речи, но деструктивно изменены и древние в филогенетическом отношении этажи мозга, в частности инстинкты и моторика. Именно поэтому образование даже простых условнорефлекторных реакций оказывается невозможным.

Наиболее характерным для детей, страдающих идиотией, является либо полное отсутствие реакций на окружающее, либо резкое их снижение и неадекватность. Они с трудом или совсем не ориентируются в пространстве, не в состоянии запомнить своего места за столом или отыскать своб кровать, беспомощны, часто неопрятны и неспособны к каким-либо планомерным действиям, узнают только тех, кто за ними ухаживает.

При глубоких формах идиотии произвольная членораздельная речь не развивается. Больные издают нечленораздельные звуки либо произносят ограниченное количество искаженных слов, сигнального значения которых не понимают. Обращенную к ним речь, мимику и жестикуляцию также не осмысливают, иногда воспринимают интонацию.

Мыслительные операции совершенно недоступны, отсутствует сознание собственной личности.

Чувство неудовольствия, связанное с пищевым инстинктом и ощущением холода, проявляется двигательным возбуждением и криком. Эмоционально – аффективная жизнь малодифференцирована, примитивна. Главное – удовлетворить потребность в еде. Чувства радости, печали и страха отсутствуют, они не боятся и не пугаются, отсутствуют плач и слезы. На фоне такого грубого интеллектуального дефекта иногда встречается парадоксальная любовь идиота к музыке. Он часами может слушать музыкальную мелодию, которая действует на него благотворно, когда музыка прекращается, - начинает кричать.

Соответственно глубине поражения коры полушарий головного мозга, структурных образований основания мозга, подкорковых и диэнцефальных оболочек мозга наблюдаются грубые расстройства и других органов и систем организма. Часто при идиотии отсутствуют слух, вкус и обоняние, и как результат – поедание несъедобного. Болевые ощущения также извращены и понижены, поэтому они легко наносят себе различные повреждения. Эти изменения проявляются и в грубых дефектах физического и соматического развития. Речь идет о диспластичности телосложения, уродстве и деформации в строении костей черепа и лица, о пороках развития всей костно-мышечной системы, наличии серьезных эндокринных расстройств, перемещении органов, паретических позах и пр.

Наряду с тяжелыми формами наблюдаются и более легкие степени идиотии, причем термин «легкие» надо понимать условно. Такие дети – идиоты обнаруживают низшую, то есть чувственную память. Они способны к элементарному контакту, очень привязываются к лицам, которые ухаживают за ними и опекают их, понимают назначение простейших предметов им вещей, встречаемых в обиходе, понимают, например, приготовление к езде, причем обнаруживают при этом радость, реагируют на угрожающий жест, мимику и резкий окрик. У таких детей после рационального лечения с применением глютаминовой кислоты, эндокринных препаратом, витаминов, а также коррекционно-воспитательной работы наступает незначительный положительный сдвиг в динамике развития. Они приобретают элементарные навыки самообслуживания и опрятности, расширяют словарный запас до 20-30 слов, понимают короткие фразы, то есть обнаруживают некоторые проявления познавательной деятельности.

  Имбецильность

Имбецильность – тяжелый психический дефект, простирающийся между так называемой легкой степенью идиотии и тяжелой степенью дебильности. Наблюдается при степени имбецильности – тяжелая, средняя и легкаяя.

Дети, страдающие тяжелой формой имбецильности не способны к мыслительным операциям. Они расторможены, их поведение неадекватно ситуации, им недоступен мир элементарного общения, метафор и аллегорий, они эйфоричны и благодушны или злобны и ипохондричны. Речевое развитие у таких имбецилов запаздывает, речь грубо дефектна на только сенсорно, но и моторно, что проявляется расстройством артикуляции, аграмматизмом, нарушениями звукопроизношения. Познавательная деятельность имбецилов находится на очень низком уровне, поэтому они не могут самостоятельно ориентироваться в жизни, нуждаются в опеке и помощи.

У детей, страдающих средней или легкой степенью имбецильности, развиты речь и примитивное образное мышление. Они могут образовывать элементарные условные связи и, следовательно, приобретать примитивные навыки, ограниченный запас сведений и запоминать новое. У многих их них хорошо развита механическая память, иногда особенно на даты, имена, адреса и различные числа, они овладевают речью, разумеется, с грубыми дефектами звукопроизношения. Все это свидетельствует о том, что при таких формах имбециальные дети способны к элементарному обобщению.

Однако у них грубо недоразвита и ущербна психика и извращены познавательные процессы, резко нарушены дифференцированность восприятий, пространственных представлений, сенсорная сторона речи, активность произвольного внимания, состояние моторики, слухового анализа и синтеза. Поэтому при наличии механической памяти ее смысловая функция развита очень слабо, приобретенные навыки и опыт быстро распадаются, а переход к абстракциям им недоступен, они не улавливают смысла простой жизненной ситуации и даже простой сюжетной картины. Осмысливают новое имбецилы с большим трудом и только в пределах конкретно-наглядных представлений без обобщения, поэтому изменение ситуации затрудняет их. Таким образом, непрочными теоретическими знаниями и практическими действиями они пользуются как механически заученным штампом. Имбецилы повышенно внушаемы, не самостоятельны в суждениях слепо подражают заимствованному от других.

Имебецил может овладеть порядковым счетом в пределах десятка и даже сотни, но цифры не может связать ни с какими числовыми представлениями, он не имеет представления о времени, пространстве, о цветах. Имбецил может механически выучить азбуку, усвоить, как пишется его имя, обучиться порядковому счету и другим наглядным автоматическим действиям. Но зато совершенно не может пользоваться понятийным суждением, решить даже простую задачу, поскольку это требует логического мышления.

Было бы ошибкой полностью отрицать возможность развития этических чувств у имецилов. Иногда они обнаруживают привязанность, сочувствие другим, благодарность и добросовестность. Эмоции у них однообразны, лишены глубины и дифференциации, неадекватны: то постоянная эйфория, то капризы. Поскольку имбецилы в какой-то мере осознают свое «я», некоторые из них любят демонстрировать силу, обижать более слабых и требовать к себе особого внимания, делать замечания, иногда обнаруживать злобность с тенденциями к разрушительным действиям. Другие, наоборот, опекают младших и слабых, проявляют заботу о них, радуются поощрению и положительной оценке их поведения. Таким образом, эмоциональная жизнь у имбецилов богаче, чем у идиотов.

При всех степенях имбецильности отчетливо выражены дефекты физического развития: диспластичность, акромегалические черты, аномалии костно-мышечной системы, деформации черепа и т.д. очень характерны общая заторможенность и недоразвитие дифференцированных конструктивных движений рук.

Итак, имбецильность представляет собой тотальное поражение коры головного мозга, проявляющееся прежде всего в грубом расстройстве функции мышления, в тяжелых нарушениях познавательной деятельности, анализа и синтеза.

Несмотря на грубый интеллектуальный дефект, неспособность к отвлечению и обобщению, у детей, страдающих средней или легкой степенью имбецильности, выражена практическая, житейская ориентировка. Конечно, к школьному обучению как к таковому имбецилы неспособны. У них не вырабатывается адекватное отношение к учебе, они не могут осмыслить, что пришли учиться, не понимают требований учителя, во время урока бегают по классу, рвут книги и хватают все, что попадает им в руки. Такие дети не могут сосредоточить внимание на одном раздражителе, что является препятствием к обучению. Однако при соответствующих мероприятиях они способны приобретать несложные трудовые навыки и умножать запас некоторых простейших понятий, но нуждаются в постоянном руководстве.

Дебильность

Дебильность – легкая степень олигофрении. Умственно отсталые дети в степени дебильности являются основным контингентом вспомогательной школы. Дебилы в достаточной мере практически ориентированы в несложных ситуациях, и многие из них способны вести самостоятельный образ жизни. Дети-дебилы значительно отличаются от детей с тяжелыми формами слабоумия. Но все же, когда требуется более высокий уровень обобщения, реакции дебила тоже оказываются ущербными.  

Дебилы способны к приобретению элементарных теоретических знаний и трудовых навыков. Так как у них нарушено образование логических связей, то опосредованная память и способность воспроизведения, разумеется снижены. Они лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений. Сравнения по существенным признакам доступны лишь немногим, причем эта особенность определяется не возрастом, а глубиной морфологических изменений мозга. При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последовательность действий при решении примеров. Фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочетается незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некритичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий.

При дебильности отмечаются дефекты физиологического развития, неврологические знаки патологической природы, несовершенство двигательно-кинестетических функций. Обстоятельное исследование, проведенное Е.Н. Правдиной-Винарской, иллюстрирует наличие диффузной, преимущественно кортикальной неврологической симптоматики органического происхождения. Эти стойкие неврологические знаки подтверждают наличие у дебилов деструктивных изменений вещества мозга и его оболочек. Исследования других авторов (С.А. Чугунов, Л.В. Озерецкий, Н.И. Красногорский, И.М. Соловьев и др.) также выявили органическую природу дебильности, что проявляется некоординированностью движений, паретическими позами, нарушениями слуха и зрения, моторной и сенсорной речи. Запоздалое развитие речи наблюдается примерно у 75-80% учащихся вспомогательной школы, а ходьбы – у 60%.

Коррекционная система обучения и воспитания детей в степени дебильности значительно продвигает их развития. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благоприятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться в социальной среде.

 

 


№ 28. Особенности развития речи умственно отсталых детей.

План ответа.

Речь (Определение, виды, функции)

Умственная отсталость. (Определение, классификации, формы)

Особенности развития речи у УО

 

1. Речь. Определение речи.



Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями. Так же, с психолингвистической точки зрения, речь, это «язык» мозга.

Виды речи

Речь людей в зависимости от различных условий приобрета­ет своеобразные особенности.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная речь. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова.

Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или несколь­ких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь не планируется.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения. Внутренняя речь—сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого).

Речь и ее функции

Коммуникативная – она лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладевает высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Обобщающая Речь как средство мышления – слово, таким образом, как психологическая единица сложит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

 Регулирующая – речь является средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процессе восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и т.д. Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

2. Определение УО

Определение, содержащееся в Меж­дународной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, 1994): «Умственная отсталость — это состояние задержан­ного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявля­ющихся в период созревания и обеспечивающих общий уро­вень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, мотор­ных и социальных способностей», у таких детей, так же от­мечено в МКБ-10, адаптивное поведение нарушено всегда.

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нару­шениями всей психической деятельности, особенно в сфере по­знавательных процессов. При этом они ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более млад­шего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.

Определение понятию «умственная отсталость» дано С.Я. Рубинштейном: «Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.» [Рубинштейн С.Я, 1979. С. 8]

Если проанализировать это определение, то видно, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков.

В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Несмотря на сходство словосочетаний «отстал по умственному развитию» и «умственно отсталый ребенок», это далеко не одно и то же.

Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в определении Рубинштейн С.Я, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.

В определении говорится о стойком нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяжелое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у детей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми. Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. Отграничение временных, преходящих нарушений умственной работоспособности от стойкого нарушения познавательной деятельности довольно затруднительно, но возможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: