Эмоционально-волевые расстройства

Существенно страдают волевые процессы. Умственно от­сталые дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. Им свойственны непосред­ственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека. Независимое проживание невозможно.

Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых субъектов — отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.

Относительная сохранность их аффективной жизни проявляется в чувствительности к оценке их другими людьми. Имеющиеся же нарушения сказываются в отсутствии эмоционального многообразия, недифференцированности чувств, а также в их косности и тугоподвижности.


№ 26. Причины УО и ее основные формы.


Причины возникновения УО делятся на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные)

К эндогенным факторам относят генетические формы олигофрении (связанные с наследственной патологией). Значительное место среди генетических форм занимают различные хромосомные нарушения: изменение количественного набора хромосом в клетке (болезнь Дауна), структуры хромосом, утрата части хромосомы и т.д. эти нарушения могут возникнуть вследствие неполноценности генеративных клеток, их «старения», повреждения вредными веществами и др. к генетической группе относят также олигофрении, возникшие на фоне нарушения обмена веществ. Наиболее изученной из них является фенилкетонурия, при которой врожденное отсутствие определенного фермента приводит к избытку в организме токсичных продуктов, нарушающих его жизнедеятельность. Современная медицина располагает эффективными методами выявления фенилкетонурии, и своевременная помощь ограничивает тяжесть поражения нервной системы, а значит, сужается круг заболеваний, ведущих к олигофрении.

Пороки генетического развития иногда проявляются в виде сочетания слабоумия с поражением других органов и систем организма: сердечно-сосудистой, кожной, костной мышечной, отдельных анализаторов.

К экзогенным факторам относят группу болезней, действующих на головной мозг ребенка во время внутриутробного развития, а также в момент рождения или в раннем постнатальном периоде.

Частота экзогенных форм умственной отсталости составляет около 25% всех ее случаев. Среди экзогенных форм умственной отсталости внимание многих исследователей привлекают различные внутриутробные поражения плода, приводящие к недоразвитию мозга. Среди причин этих форм умственной отсталости большое значение придается вирусным инфекциям, перенесенным матерью во время беременности (особенно в первом ее триместре), и алкоголизму. Так, при краснухе у матери во время беременности у детей часто наблюдаются пороки развития мозга, обусловливающие умственную отсталость в сочетании с дефектами зрения и слуха, а также пороками сердца — «краснушный, или рубеолярный, синдром плода. При алкоголизме матери во время беременности часто возникает алкогольный синдром плода -АСП. При этом синдроме умственная отсталость различной степени сочетается с комплексом специфических соматических и неврологических нарушений и пороков развития: микроцефалией, черепно-лицевыми аномалиями, задержкой пре- и постна-тального роста, пороками развития внутренних органов и др. При АСП умственная отсталость различной степени выраженности всегда сочетается с эмоционально-личностной незрелостью и нарушениями поведения. Нарушения умственного развития у детей с АСП могут утяжеляться за счет дефектов слуха и зрения.

Постнатальные варианты психического недоразвития, как правило связаны с заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты, нейроинфекции), с травмами, а также с тяжело протекающими и вызвавшими осложнения корью, скарлатиной, дизентерией.




double arrow
Сейчас читают про: