Особенности психического развития

В соответствии с принципом рассматривания речевых нарушений во взаимосзвязи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с ОНР характерен различный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отличается недостаточная устойчивость внимания. Это может быть следствием слабости психической сферы, а может быть следствие низкой мотивации к общению, и как следствие незаинтересованость таких детей в познании окружающего мира.

Восприятие таких детей носит более предметный характер, им недоступны пространственные вербальные определения вещей.

В этом возрасте и по причине нарушения речи, нагрузка ложится на зрительную и образную память. Слуховая и словесно-логическая запаздывают в развитии по причине нарушения речи как звуковых символов и средства развития внутренней логической структуры мозга.

У таких детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже, именно в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Анализ своеобразной ситуации развития ребенка с ОНР позволяет лучше понять роль речи в процессе развития и функционирования мышления. Эти дети длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития – превалирование наглядных форм мышления над понятийным

Полноценное наглядно-образное мышление служит фундаментом для формирования словесно-логического мышления. Развитое наглядно-образное мышление подводит детей к порогу логики, позволяет создавать обобщенные модельные представления, на которых строится формирование понятий. В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления с замедленным развитием словесной речи переход на стадию словесно-логического мышления у детей происходит в течение более длительного времени.

Это проявляется и в развитии мыслительных операций. Мыслительные операции – наиболее общие действия, интериоризированные, организованные в системы и обратимые. Указанные свойства мыслительных операций формируются постепенно.

 

 


№ 33. Особенности психического развития детей с заиканием.

 

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании, преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным.соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан — неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: