Особенности нарушения

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин лежащих в основе дефекта, различных соотношений и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Своеобразие общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста состоит в том, что каждый их языковых компонентов (фонетика и фонематика, лексика и грамматика) имеет особенности, обусловленные не только глубиной поражения, но и их соотношением со спонтанным речевым развитием. Необходимо учитывать, что у дошкольников с общим недоразвитием речи, несмотря на имеющиеся отклонения, происходит своеобразное поступательное развитие наиболее элементарных форм речи, накопление неосознанных звуковых и морфологических обобщений, что обуславливает различную речевую зрелость и готовность к обучению грамоте.

Раскрывая характер проявления ОНР у дошкольника, следует выявить, что именно лежит в основе данного нарушения, какова выраженность и стойкость дефекта, каково соотношение между аномальным развитием функции и компенсаторными процессами.

ОНР чаще всего наблюдается у детей с моторной алалией, с выраженной дизартрией, реже с ринолалией, а так же при задержке темпа психического развития. Типичным для всей категории детей с ОНР является позднее начало речи (отсутствие элементарной фразовой речи к 3 годам); резко ограниченный словарный запас; выраженный аграматизм; дефекты произношения и фонемообразования слоговой структуры слова. Названные параметры относятся в большей степени к экспрессивной речи. Однако нарушения фонематического восприятия, ограниченное общение обуславливают и определенную недостаточность импрессивной речи у детей, часто маскирующуюся за счет опоры на ситуацию. Охарактеризованное состояние речи является причиной того, что у детей прежде всего страдает функция обобщения; речь имеет узкоситуативную направленность, мало понятна вне привычной ситуации. Свободное общение оказывается крайне затруднительным без соответствующей помощи логопеда или пояснений взрослых. Поскольку речь связана со всеми психическими процессами, организует и регулирует их, то ее недоразвитие проявляется так же в нарушении обобщающей и регулирующей функций

Классификация ОНР.

Общепринятой в логопедии является классификация трех уровней общего недоразвития речи, обоснованная Р.Е. Левиной на основе анализа степени сформированности компонентов языка.

1-ый уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания -звукокомплексы извукоподражания, обрывки лепетных слов. Речь этих детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

2-ой уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: