Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика

Социальная психология как наука. Объект и предмет социальной психологии.

Социальная психология как отрасль психологической науки изучает закономерности функционирования общественных психических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп), как представители различных обществ.

Как наука соц. псих. оформляется во второй половине 19 века.

Объект исследования социальной психологии - личность в группе, межличностное взаимодействие, малая и большая группы, межгрупповое взаимодействие.

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей психического взаимодействия людей и способов влияния на человека, коллектив как субъекта социальных отношений.

Задачи социальной психологии:

1) Изучение феномена взаимодействия между людьми, в том числе общения.

2) Исследование социально-психологических характеристик социальных групп как целостных образований.

3) Изучение массовых психических явлений.

4) Выявление собственно-психологических механизмов социальных влияний на человека и общество, как участников соц. жизни, субъектов соц. взаимодействия.

5) Выработка практических рекомендаций в плане усовершенствования взаимодействия людей.

Социальная психология в системе научного знания.

Взаимодействие СП с психологическими науками и другими отраслями научного знания:

Общественные науки (философия, социология, реклама) – предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов.

Общая психология позволяет соц. психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить псих. особенности личности, являющегося субъектом общественных отношений.

Исторические науки показывают соц. психологии как осуществляется развитие соц. психики и сознание людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают соц. психологии правильно понять политические процессы и как влияет на общественное сознание людей, как изменяется соц. психика людей в условиях полит. деятельности или под её влиянием.

Экономические науки раскрывают соц. псих. сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе. Показывает им как они влияют на общественные отношения и на проявление в ней соц. психики и общественного сознания людей.

Культурология и этнология исследуют особенности структурного и этнического развития различных этнических особенностей, дают возможность соц. психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и научной принадлежности на соц. психику явлений.

Педагогические науки представляют соц. психологии информацию об основных направлениях учения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по соц. психологическому и психологическому обеспечению этих процессов.

Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика.

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) Описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

 

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе, и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: