Основные направления изучения малых групп в социальной психологии. Социометрическое, социологическое и школа групповой динамики

В истории развития социальной психологии можно выделить три основных направления исследования малых групп: социометрическое; социологическое; школа «групповой динамики».

Социометрическое направление развивалось в исследованиях Дж. Морено. Он выделял в обществе две структуры отношений: макроструктуру (участие индивидов в различных сферах жизнедеятельности) и микроструктуру (психологические отношения с окружающими людьми). Несовпадения в этих структурах порождают напряженность и конфликты, поэтому их необходимо привести в соответствие.

В рамках этого направления изучение малых групп сводилось лишь к исследованию межличностных отношений, эмоциональных контактов между членами группы. Социометрия выступала в качестве основного (иногда единственного) метода исследования. Анализ направления показывает, что остается вне изучения совместная деятельность малых групп. Кроме того, социометрия не отвечает на вопрос о мотивах выбора.

Понятие «Социометрии» возникло в конце 19 века в связи с описанием системы возможных способов измерения социального влияния отдельных групп на другие. Дж. Морено считал, что социометрия – общая теория функционирования социальных групп, социометрия позволяет определить изменения социальных отношений, данный метод ориентируется на средства точных наук, в частности, математики, с активным привлечением экспериментальных техник. Результаты социометрии представлены в виде количественных и качественных характеристик.

Объект социометрической теории – реально функционирующие малые социальные группы, которые имеют достаточный опыт совместной, групповой жизнедеятельности.

Предметом данного метода являются непосредственно эмоциональные взаимоотношения людей в рамках групп, это может быть симпатии, неприязнь, безразличие.

Социологическое направление связано с экспериментами Э. Мэйо. Суть экспериментов заключалась в задаче повышения производительности труда сборщиц реле компании Вестерн Электрик в Хоторне. Эксперименты длились с 1924 по 1936 гг., проходили в три этапа, выделялись экспериментальная и контрольная группы.

На первом этапе увеличивалась освещенность в экспериментальной группе, что дало прирост производительности труда, в контрольной – все осталось без изменения. На втором этапе при тех же условиях производительность труда возросла в обеих группах. На третьем – в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти и в экспериментальной, и в контрольной группах. Далее изменялся более широкий круг условий труда. Результаты были схожими. Общий вывод: участие в эксперименте повышало значимость работниц, что и приводило к росту производительности труда. Э. Мэйо ввел понятие чувство социобильности – потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.

Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. К. Левин создал теорию поля. Ее суть: законы социального поведения выявляются через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих (В = f (P, E), поведение = функция человека и среды). Важнейший метод анализа психологического поля – создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и изучение их функционирования. В рамках направления исследовались групповые конфликты, способы принятия групповых решений, разработаны оригинальные методики.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор).

Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: