Социальная установка (атитюд)- система знаний о социальном объекте, который предполагает к определенному поведению.
Социальная установка функционирует и как элемент психологической стороны личности, а кроме того, как элемент социальной структуры. Понятие «атитюда» фиксирует связь между индивидом каким-либо социальном объектом.
Функции: приспособительная; функция организации знаний; выражение ценностей; защита (разрешение внутренних конфликтов личности.)
Элементы: когнитивный (знания, убеждения, мнения); эмоциональный (чувство, переживание); физический (поведение, которое следует из знаний, переживаний, тенденций).
Атитюды являются системой, все элементы установленной системы взаимосвязаны и изменение одного элемента может вызвать изменение других элементов.
Установка — это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой. Наши установки предопределяют наши поступки, если другие влияния уменьшены.
Соц.установка - предрасположенность (склонность) субъекта к определенному соц. поведению. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.
|
|
Социализация индивида. Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности. Стадии и институты социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Этапы социализации:
· Начальный - Социализация ребенка, преимущественно в семье
· Средний - Обучение в школе
· Завершающий - Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.
Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.
Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
|
|
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.
Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.
Все, что влияет на процесс социализации индивида, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.