Понятие и правовая природа производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

У дел из публичных правоотношений есть все необходимые признаки, свидетельствующие о самостоятельности этого вида судопроизводства: 1) отсутствует спор о праве, суд осуществляется судебный контроль за законностью действий гос и мун власти, органов, должностных лиц; 2) свойственны отношения власти и подчинения, так как с одной стороны – гос орган, с другой – частное лицо; 3) возбуждение дел путем обжалования или оспаривания (жалоба или заявление); 4) лица, участвующие в деле – заявители, податели жалобы, заинтересованные лица.

Дела из публичных правоотношений рассматриваются по общим правилам искового производства, если иное не предусмотрено АПК. Заявления подаются по общим правилам подсудности. Обязанность доказывания возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Экономические споры, возникающие из публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур. При утверждении мирового соглашения необходимо руководствоваться общим правилом: соглашение не может быть утверждено, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону. Так, по делам о взыскании санкций, о признании недействительными ненормативных актов заключение мирового соглашения не исключено. При этом следует учитывать, что гос и мун органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Особенности устанавливаются в частности в отношении каждого из основных категорий публичных правоотношений, регулируемых АПК. Оспаривание НПА по подсудности ВАС – коллегиальный состав судей.

С целью защиты публичных – гос и общественных интересов – может обратиться прокурор по категориям: оспаривание НПА и неНПА – защита данных интересов.

Исключения: в том числе сокращенные сроки для обращения в арбитраж – 3 месяца для оспаривания неНПА; в течение 10 дней – оспаривание решений о привлечении к административной ответственности. Особые правила подсудности по привлечению к административной ответственности, оспаривания решения о привлечении к административной ответственности и т.д.

 

Билет № 30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: