double arrow

Что такое мировоззрение и какова его структура?

2

Мировоззрение человека – это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем.

Структуру мировоззрения составляют:

· знания, ставшие убеждениями;

· этические взгляды и оценки;

· эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка их в соответствии с пониманием красоты);

· идеалы;

· вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем)

Является ли философия наукой?

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных. В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Каково назначение философии?

Назначение философии –поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытие), гносеология (учение о познании), человек, общество.

Когда человек становится философом в повседневной жизни?

Только тот человек, который совершил множество ошибок, а затем осознавший их, чтобы не повторить их в дальнейшем, становится философом своей жизни.

Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук?

В общей системе наук философия занимает центральное место, выполняя объединяющую функцию. В фокусе философского знания лежат наиболее общие законы развития общества, природы и человеческого мышления. По этой причине философию нередко называют наукой всех наук.

Почему философия - наука всех наук




1Философия во все времена находилась на стыке наук, являясь своеобразным объединяющим центром и интегратором знаний об окружающей человека действительности. Велика роль философии в формировании научного мировоззрения. В зависимости от ответа на вопрос о соотношении материи и сознания человек может занимать сторону идеализма или материализма.

2Естественные и гуманитарные науки поставляют философии данные, которые требуются для выработки обобщающих теоретических и методологических концепций. Конкретные научные методы позволяют собрать исходные сведения об особенностях физической или социальной реальности. Методология философии дает возможность делать обоснованные выводы и выявлять наиболее общие закономерности, присущие действительности. Научный анализ философия дополняет синтезом знаний.

3Центральная роль философии в системе наук стала проявляться особенно сильно после введения в методологию науки приемов материалистической диалектики. Учение о всеобщем развитии природы и социума подтверждает единство выводов конкретных наук и философских концепций. Диалектический метод исследования явлений, впервые предложенный философией, нашел широкое применение в естественных и общественных дисциплинах.

4Значение философии в мире науки все время возрастает. Это в наибольшей степени стало заметно на фоне растущего научно-технического прогресса. Открытия в естествознании и основанные на них технологические новшества требуют осмысления с точки зрения законов философии. Прикладные области научного знания нуждаются в философских концепциях, которые могли бы не только объяснить новые факты и явления, но и подвести под них мировоззренческую платформу.



5Основанное на философских взглядах мировоззрение в нынешних условиях становится мощным инструментом, посредством которого ученые разных направлений добывают знания. Знаменитый Альберт Эйнштейн, отвечая на вопрос о значении философии для науки, указывал, что эта дисциплина – фундамент, «мать научных исканий». Этот великий ученый глубоко изучал основы философии, отдавая предпочтение рационалистическим взглядам Бенедикта Спинозы.

6Развитие современной науки немыслимо без обращения к философии и выработки соответствующих методологических концепций. Открытые философами законы ставят эту дисциплину в центр всей системы знаний, накопленных и систематизированных человечеством за несколько тысячелетий. Именно поэтому философию можно с полным основанием назвать «царицей всех наук».

Что такое материализм и идеализм?

Материализм.

Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появля­ется способность чувствовать и мыслить, т. е. возникает иде­альное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс. Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).

Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенное мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. В истории философии материализма, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лао-Цзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками.

Идеализм.

Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмах религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322).

Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И. (идеализм) - отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового общества, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2

Сейчас читают про: