Ценообразование представлено в 2 вариациях:
- формирование отпускной цены туропер.
- определение цены турагентом
Агентская цена назначается на условиях комиссии, т.е. это отпускная цена или когда к цене туропер. надбавляется надбавка.
Ценообразование туроператора:
- формирует цены савместно на основ. контракта с отелями, перевозчиками и т.п.
- действуют на основе контрактов с принимающими туропер.
В контракте д.б. отражены:
- порядок бронирования мест
- вид питания
- трансфер
- экскурсионное обслуживание
- условия приема, размещения, обслуживания
Процесс формирования цены происходит в два этапа:
1) внесение в приказ об учетной политике туристского предприятия вопросов, касающихся нормативно-правовой базы, особенностей состава затрат, метода распределения общехозяйственных расходов, уровня рентабельности, системы применяемых скидок и др.;
2) расчет нормы накладных расходов, включаемых в себестоимость; определение стоимости 1 часа услуг специалистов (организатор, экскурсовод, руководитель группы); расчет нормы времени на организацию и оказание туристской услуги. Все нормы времени определяются комиссией, созданной на предприятии.
|
|
Структура цены турпродукта выглядит следующим образом:
1) материальные затраты;
2) расходы на оплату труда;
3) налоги;
4) амортизационные отчисления;
5) прочие расходы, в том числе аренда офиса, административно-управленческие расходы;
6) прибыль;
7) обязательные налоговые платежи;
8) цена турпакета партнера
Итого: отпускная цена.
Отпускная цена на туристский продукт (услугу) должна быть экономически обоснована, что подразумевает калькулирование себестоимости и ее формирование с учетом действующих нормативных правовых актов.
Сущность, структура и состав издержек производства
Издержки производства туристского предприятия — общественно необходимые затраты труда, выраженные в денежной форме.
Различают следующие виды издержек:
♦ бухгалтерские, или явные издержки связаны с привлечением материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Они отражаются в бухгалтерском учете и относятся на себестоимость туристского продукта по элементам затрат. Определенная часть затрат, согласно действующему законодательству, производится за счет прибыли предприятия;
♦ неявные издержки (издержки упущенных возможностей) — альтернативные издержки, сопряженные с использованием ресурсов, принадлежащих туристскому предприятию. Предприятие могло бы получить больший доход на собственные ресурсы, если бы предоставило их другим пользователям за плату, установленную рынком. К примеру, это процент на собственный капитал, арендная плата за помещение и др.;
|
|
♦ экономические издержки — совокупные затраты, связанные непосредственно с процессом создания туристского продукта (услуги);
♦ дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса доведения туристского продукта до потребителя и его реализации;
♦ предельные издержки — отношение приращения издержек к приращению объема продукта. Увеличение издержек производства имеет предел, сверх которого производство невыгодно. Предельные издержки — это средний размер прироста или сокращения издержек на единицу продукта, возникающих в результате изменения объектов производства и реализации более чем на одну единицу. Необходимость измерять предельные издержки — следствие действия закона убывающей эффективности.
Издержки производства непосредственно связаны с функционированием основного и оборотного капиталов.
Классификация издержек производства по группировочным признакам:
♦ по экономическим элементам затрат;
♦ способу отнесения на себестоимость туристского продукта — прямые и косвенные;
♦ статьям себестоимости (калькуляция);
♦ периодичности возникновения — текущие, единовременные, ежедневные и т.д.;
♦ возможности охвата планом — планируемые, не планируемые;
♦ целесообразности расходования — производительные, непроизводительные;
♦ роли в производстве туристского продукта;
♦ в зависимости от объема продукции — постоянные, переменные и др.
Прямые (контролируемые) издержки связаны непосредственно с работой предприятия.
К косвенным (неконтролируемым) относятся заработная плата аппарата управления, бухгалтерии и т.д. Косвенные издержки неизбежны, и распределять их надо на все структурные подразделения.
Существуют следующие способы распределения косвенных издержек:
♦ пропорционально доходам (на 1 р. дохода);
♦ пропорционально условной прибыли (на 1 р. прибыли);
♦ пропорционально прямым затратам;
♦ пропорционально заработной плате основного персонала;
♦ по средней трудоемкости.
Все затраты независимо от того, куда они относятся — на себестоимость или на финансовые результаты, — делятся на три категории: переменные, постоянные и смешанные.
Переменные затраты находятся в зависимости от объема продаж.
Постоянные затраты не зависят от объема продаж, но до определенного периода. С вводом в действие основных средств, иных факторов меняется размер постоянных издержек.
Деление затрат на переменные и постоянные условно. Часть из них в определенной ситуации переходит из разряда переменных в постоянные. В долгосрочном плане все затраты — переменные, в краткосрочном — постоянные.
Издержки производства характеризуются суммой и уровнем. Последний определяется в процентном отношении к выручке от реализации.