Для производителей туристского продукта цена в большей степени, чем другие факторы производства, определяет рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность.
Цена – важное средство в конкурентной борьбе. Для того, чтобы вести ценовую конкуренцию необходимо иметь реальн. возможности для снижения затрат. А также уметь моневрировать ценами (использовать гибкую систему скидок)
Ценовая политик – установление цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых тур. предприятием.
Стратегия ценообразования в туристской фирме зависит прежде всего от особенностей рынка, на котором она функционирует. Туристский рынок — это в первую очередь рынок услуг, которые по природе своей специфичны.
Поэтому ценовая стратегия должна строиться с учетом этих особенностей, а именно:
♦ цены должны быть дифференцированы в зависимости от возраста потребителей (дети, молодежь, студенты, люди среднего и пожилого возраста); состава семьи (на детей предоставляются возрастные скидки); тематики туров (оздоровительный, познавательный, по изучению иностранного опыта и т.д.); индивидуальности потребителя и др.;
♦ должны соблюдаться принципы связи цены с качеством обслуживания, нижнего порога цены с целью поддержания престижа фирмы, доверия со стороны клиентов;
♦ необходимо дифференцировать цены по сезонам;
♦ устанавливать ступенчатые цены с мотивацией реализаторов туров и услуг;
♦ использовать различные формы кредитования, рассрочек, льгот, скидок, компенсаций, бронирование;
♦ следовать определенным правилам в применении различных видов
цен: установление стандартных и меняющихся цен, неокругленных, успокаивающих и др.
Ценовая политика тур. фирм включает:
♦ стратегию ориентации на покупателя, которая предполагает, что туристская фирма поддерживает постоянную связь с клиентами (поздравления с праздниками, приглашения на мероприятия, проводимые фирмой и др.); стремится к высокому качеству обслуживания на всех уровнях и этапах; постоянно совершенствует стиль работы в фирме, укрепляет трудовой коллектив и т.д.;
♦ стратегию ориентации на качество.
Эти стандарты положены в основу разработанных в настоящее время документов по системе сертификации в туризме — Порядка сертификации туристских услуг и Порядка сертификации гостиничных услуг.
Факторы, влияющие на уровень цен в туризме.
♦ внешние.
- состояние экономики;
- государственное регулирование цен;
- тип рынка;
- международное окружение;
- политическая ситуация;
- потребители, их платежеспособность;
- конкуренты;
- участники каналов товародвижения от производителя до реализации туристского продукта;
♦ внутренние:
- цели туристского предприятия;
- имидж;
- менеджмент;
- затраты;
- финансово-экономическое состояние и др.
40. Порядок ценообразование в туризме
Процесс первон. установления цен, включает в себя след. шаги:
1. Определение целей ценовой политики. Целей может и должно быть несколько, так как их достижение возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Наиболее существенные из них следующие:
♦ дальнейшее существование фирмы. Данная цель обусловлена возникшими трудностями вследствие высокой конкуренции, изменившихся желаний потребителей, внутренними факторами. Для ее достижения используются заниженные цены — цены проникновения, предназначенные для захвата большей доли рынка и способствующие увеличению объема реализации;
♦ краткосрочная максимизация прибыли. Основываясь на предварительном анализе спроса и издержек на определенный туристский продукт, фирма устанавливает высокую цену, способную обеспечить максимум прибыли;
♦ удержание рынка. Цель состоит в сохранении фирмой существующего
положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности;
♦ максимальное увеличение сбыта. Фирмы, преследующие эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и, в конечном счете, увеличению прибыли. Цена в таких случаях устанавливается как можно ниже;
♦ "снятие сливок". Цель достигается посредством установления высоких цен;
♦ лидерство в качестве. Фирма, закрепившая свою репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением качества и другими затратами.
2. Определение спроса. Невозможно рассчитать цену не изучив спрос. Как правило, цена и спрос находятся в обратной зависимости друг от друга: чем выше цена, тем ниже спрос.
3. Оценка издержек. Туристская фирма должна сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства туристского продукта и рассчитывать краткосрочные средние издержки одного тура.
4. Анализ предложений и цен конкурентов. Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками, — это "поле игры" туристской фирмы по установлению цены.
5. Выбор метода ценообразования.
Существует несколько основных методов расчета цены;
♦ затратный, учитывающий издержки производства;
♦ на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
♦ агрегатный;
♦ параметрический;
♦ на основе уровня текущих цен;
♦ с ориентацией на спрос;
♦ с ориентацией на уровень конкуренции.
♦ ориентация на качество
6. Расчет и принятие решения об уровне цены.