Методические рекомендации к подготовке и сдаче итогового государственного экзамена

4.1 Содержание дисциплин и рекомендуемая литература

Основы менеджмента

Авторы программы:

Ст. преп. Комарова Т.В.

Тема 1. Основные понятия менеджмента

Содержание понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как процесс и как система. Менеджмент как вид деятельности людей. Понятие организации. Жизненный цикл организации. Этапы развития организации по А.Грейнеру и И. Адгизесу. Типология организаций.

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации

Понятие среды и ее уровни. Факторы внутренней среды организации: цели и задачи, структура, технология, стандартизация и механизация, люди (их способности, восприятия, ожидания). Классификации технологий по Д. Вудворд и Томпсону. Влияние внутренней среды на личность и поведение работника. Внешняя среда организации. Классификации факторов внешней среды по Дж. Беллу и Д. Элбингу. Факторы прямого и косвенного воздействия. Адаптация организации к неопределенности и изменениям внешней среды.

Тема 3. Менеджер и его управленческие роли

Менеджер и его управленческие роли. Менеджеры различных уровней в организации. Функции менеджера по П. Друкеру. Роли международного менеджера.

Тема 4. Цели, методы и принципы управления

Понятие цели. Цели «стратегического» треугольника. Классификация целей по времени и по содержанию. Количественное и качественное выражение целей. Характеристика целей. Требования к целям. Процесс целеполагания в организации, дерево целей. Метод управления по целям (МВО). Этапы управления по целям. Преимущества и недостатки использования метода управления по целям. Понятие принципов управления. Содержание, характеристика, значение, возможности использования принципов управления. Принципы управления А. Файоля. Принципы И. Эмерсона. Модель «идеальной бюрократии» М. Вебера. Методы управления, понятие. Классификация методов управления. Характеристика общенаучных методов (системный подход, комплексный подход, моделирование, экономико-математические модели, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований). Конкретные методы процесса управления: административные, экономические, социально-психологические методы. Содержание методов управления.

Тема 5. Стратегическое планирование

Сущность понятия функция управления. Критерии существования функции управления. Функция администрирования А.Файоля. Содержание и структура функции управления. Виды функций: стратегическое планирование, мотивация, организация, контроль. Основные понятия стратегического планирования. Сущность и этапы стратегического планирования: определение миссии и целей, анализ внешней среды организации; управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон (матрица SWOT.). Планирование реализации стратегии (бюджет, процедуры, правила, тактика).

Тема 6. Функция организация и организационные структуры управления.

Понятие и классификация организационных структур управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Полномочия, делегирование полномочий, ответственность. Механистические и адаптивные организационные структуры управления. Факторы, определяющие требования к организационным структурам. Обоснование выбора структуры. Основные тенденции развития компаний в 21 веке. Модернизация управленческих структур. Сетевая форма организации. Организация с «внутренним рынком». Круговая форма организации. Виртуальная корпорация. Современные интегрированные структуры. Финансово-промышленные группы и их классификация. Организационное реформирование компаний.

Тема 7. Функция мотивация

Основные понятия теории мотивации: потребность, нужда, мотив, стимулы, мотивирование и стимулирование. Матрица потребностей. Мотивационный процесс. Иерархия потребностей А. Маслоу. Соотношение иерархии потребнотей А. Маслоу и теории Альдерфера. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Двухфакторная модель Фр. Герцберга. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума; теория справедливости (равенства); концепция Л. Портера и Э. Лоулера. Концепция партисипативного управления. Методы совершенствования мотивации и повышения результативности труда.

Тема 8. Функция контроля в управлении

Сущность понятия функция контроля. Роль и значение контроля в организации. Виды контроля. Характеристика предварительного, текущего и заключительного контроля. Этапы реализации процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Эффективность контроля.

Тема 9. Коммуникации

Сущность понятия коммуникации. Виды коммуникаций: коммуникации между организацией и ее средой, коммуникации между уровнями и подразделениями, коммуникации по восходящей и нисходящей, неформальные коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Коммуникационный процесс: элементы и этапы. Классификация шумов при передаче информации. Виды коммуникационных каналов и сетей. Сложность взаимного общения и пути его совершенствования. Межличностные барьеры в коммуникациях: различие в восприятии, семантические барьеры, невербальные преграды, плохая обратная связь, неумение слушать.

Тема 10. Основы теории принятия решений

Сущность понятия «управленческое решение». Виды управленческих решений. Характеристика процесса принятия решения и его этапы. Факторы, влияющие на принятие решения. Проблемы риска, стратегия и тактика принятия решений. Формирование условий для реализации решений. Организационные формы и практические методы научного обоснования решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: