Характеристика ринолалии, обусловленной расщелиной. Этиология. Патогенез

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии.

ДИСЛАЛИЯ СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ

1. Состояние новорожденного

- поражения ЦНС не выявляются - 8-9 баллов по шкале Апгара - лёгка асфиксия - поражения ЦНС - 7баллов и ниже по шкале Апгара

2. Двигательное развитие

- физическое развитие в норме - раннее физ.разв.будет в норме - поздно пойдёт - моторная неловкость (мяч не ловят) - плохо учатся кататься на велосипеде, конках, лыжах - не умеют и не любят прыгать - долго и неправильно держат ложку, а потом и ручку

3. Долингвическое развитие

(гуление, лепет)

- соответствует норме - слабость и назализация крика - бедность гуления и лепета

4. Раннее речевое развитие

- в норме - исключение: звукопризношение - речь формируется с задержкой - первые слова после года - фразы к 2-3 годам - речь может быть непонятной для окружающих

5. Соматоневрологический статус

- соматическое и неврологическое состоние здоровья будет в норме · лёгкая неврологическая симптоматика - сглаженность носогубных складок - тремор (подрагив-е) языка - м.б. гиперсаливация · нарушения со стороны вегетативных и нервной систем - сухость кожных покровов (экзема) - повышен.потливость ладошек, ножек - кариес

6. Состояние арикуляц. аппарата

- неправильный прикус - со шрамами губы - лёгкие парезы - слабость мимики - оральная апраксия

7. Дыхание

- в норме - нарушено

8. Голосообразование

- страдает незначительно - назальность в голосе (аденоиды) - нарушено

9. Звукопроизношение

- нарушено произношение только согл. - согл.зв. позднего онтогенеза - характер искажений будет одинаковым - общая смазанность речи - могут страдать гл.зв (У,О) - страдают согл.зв. раннего и позднего онтогенеза - встречается разный характер искажения

10. Интонационная сторона

- эти нарушения не характерны - страдает интонационная сторона как воспроизведения, так и восприятия (учим задавать вопросы) - неправильная постановка ударений - отмечается перенос логического ударения во фразе

11. Структура речевого дефекта

- ФД - ФФНР - ФД - ФФНР - ОНР

12. Фонематические процессы

- варьируется от нормы до выраженных дефектов - фонематический слух страдает всегда и чаще его нарушение будет вторично (ребёнок неправильно произносит - неправильно сформ.звук) - степень выраженности фонем будет зависеть от степени выраженности самого дефекта


Характеристика ринолалии, обусловленной расщелиной. Этиология. Патогенез.

- Нарушение тембра голоса и звукопроизношения в результате анатомо-физиологического дефекта речевого аппарата. Механизм-Н-ие взаимодействия ротовой и носовой полостей в процессе порождения R, что приводит к изменению тембра голоса (назализация).

Классификация:

Открытая

Закрытая
функциональная

органическая

Причины:

- следствие насморка

- разращения в носу, носоглотке (у реб-ка затруднено носовое дыхание)

- страдает произношение звуков М МЬ Н НЬ

- ребёнок замещает эти звуки звуками

Б БЬ Д ДЬ

Причины:

- недост.подъём мягкого нёба (вялая артикуляция)

- привычка в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба (аденоидные разрастания-их удалили-привычка осталась)

- страдают только гласные звуки

Врождённые расщелины губы и нёба приобретённая
Причины (этиология): - критический период: 6-7 неделя беременности (вирусные заболевания матери: краснуха, грипп, радиация, экология, психотравмы, химич.отравления, вредные привычки, 7-10% наследственные факторы) - на 14-16 недели УЗИ может показать, у плода расщелину Классификация расщелин: 1. Изолированные (только губа; только нёбо) 2. Сквозные (и губа и нёбо страдают сразу) Односторонние и двусторонние РАСЩЕЛИНЫ ГУБЫ: 1. Полная (доходит до нижних отделов носового отверстия) 2. Частичная (затрагивает край губы, до носа не доходит) РАСЩЕЛИНЫ НЁБА: 1. Полная (доходит до резцов, затрагивает альвеолярный отросток) 2. Скрытая (сумбукозная щель, расщелина тв.нёба в кости, НО она закрыта слизистой. как обнаружить? с помощью пальцев: ребёнок откроет рот, произнесёт короткое А и мы увидим равнобедренный треугольник) 3. Неполная (затронуто мягк.нёбо или мягк. и тв. часть, НО не страдает альвиолярный отросток). Причины: - при травмах ротовой и носовой полости, парезах, параличах и т.д.

Последствия расщелины:

1. Нарушение питания

2. Дети соматически ослабленные, часто болеют (рахиты, пневмонии, вирусные заболевания)

3. Нарушение слуха (отиты у 60% детей)

4. Нарушение дыхания (назализация, нет дифференциации вдох-выдох, дых.струя идёт через нос)

5. Нарушение звукопроизношения (голос приобретает неприятный назальный оттенок).

6. Реб-ок изначально приспосабливается к расщелине - подтягивает язык кверху.

7. Мощный приподнятый корень и слабый кончик языка

8. Патологические гримассы

9. Личностные особенности

10. По состоянию интеллекта такие дети м.б.сохранными, с у/о, с ЗРР

СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1) гласные зв. приобретают назальный характер, а согласные зв. произносятся при правильной артикуляции; 2) нарушено произношение как гласных, так и согласных; 3) артикуляция согл.отсутствует (аа-мама)

Оперативная помощь

1.Хейлопластика (операция на губе в 3мес). 2. Уранопластика (операция на тв. и мягк. нёбо. 3 Веллопластика операция на мягкое небо. 4.Хейлоринопластика – губа+нос+нёбо).П отивопоказания: заболевания реб-ка (анемия, пороки сердца, недоношенность, ОРВИ, родов.травмы...)

Оптуратор – протез, прикрывает ротовую и носовую перегородку, плотно прилегает к расщелине по краям, за счет чего и держится. Дети получают статус "ребёнок-инвалид".Операция бесплатная. Инвалидность снимут, если операция пройдёт успешно. 

 

10.Характ-ка нарушений голоса. Голос- система звуков, продуцируемых голосовым аппаратом чел-ка (голос характеризуется следующими признаками: высотой(зависит от частоты колебаний голосовых складок,передает эмоциональную и смысловую выразительность речи), силой или громкостью(зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок), тембром(определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов, меняется с возрастом), диапазоном, т.е. количеством тонов). Нарушения голоса -отсутствие или расстройство фонации вследствие патологич-их изменений голосового аппарата. Может быть отдельным наруш-ем и в симтоматике др. реч-ых наруш-ий (при дизартрии,ринолалии, нарушении речи при тугоухости и глухоте).Вопросами развития,нарушения голоса занимались Таптапова, Алмазова, О.С.Орлова, Е.В.Лаврова

Расстройства голоса классифицируют:

1.по симптоматике (отсутствие голоса, частичные нарушения:силы, высоты, тембра)

2.по клинической характеристике:

Афония- отсутствие или потеря голоса, возможна только шёпотная речь, м.б. органического или функционального характера.

Дисфония - частичное расстройство голоса, проявл. в нарушении основных свойств голоса. Голос есть, но искаженный, м.б. орг или функ характера.

Фонастения -патол.слабость голосовой функции, которая характеризуется повышенной утомляемостью, истощением голосовой функции.

3.по этиологии:причины нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.

Органические причины(стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы) подразделяются на центральнообусловленные и периферические.

Функциональные причины(связаны с временными изменениями в гортани)подразделяются на центральные и периферические.

Органические центральнообусловленные причины:поражение КГМ, опухоли, состояния после удаления опухолей.Относятся афония, дисфония при различных формах анартрии и дизартрии.

П ериферические органические причины: нарушение слуха, анатомические изменениями в периф.речевом(голосовом)аппарате,узлы на голос.складках, папилломатоз гортани и голос.складок(небольшие доброкачественные образования), стеноз (сужение) гортани после дифтерии, ранения, ожоги, хронические ларингиты.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония, дисфония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

На истерическом невротическом фоне при наличии эмоц.стресса возникает очаг запредельного торможения в ЦНС, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны КГМ, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам, при этом часто диагностируется паралич возвратного нерва, а также слабость мышц гортани.

К периф функциональным причинам относятся: гиперкинетическая (спастическая) и гипокинетическая (мышечная слабость)дисфония – расстройство голоса при чрезмерной нагрузке(крик в играх, спорте), при неправильной голосоподаче, при несоблюдении гигиенических условий фонации, при громкой речи в коллективе, при воспалении дыхат.путей.

Патологическая мутация как функциональное нарушение. Мутация – изменения в голосовом аппарате из-за эндокринной перестройки. Патологич.мутация как 1 из видов функционального нарушения (персистирующий (т.е.упорно держащийся) фальцетный голос (писклявый, неприятный на слух),

затянувшаяся мутация – мальчики не приобретают мужской тембр в течение нескольких лет,

извращенная – у девочек голос снижается, теряет мелодичность, преждевременная – раньше времени голос становится грубым).

Гипотонусная дисфония (афония) обусл, парезами внутренних мышц гортани. Они возн при некот инфекц (ОРВИ, гриппе, дифтерии), при сильном перенапр голоса. Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным. Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Обследование: Существует несколько медицинских методов исследования. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия -осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Более детальную картину функции голосовых складок раскрывает ларингостробоскопия. При помощи специального прибора, электронного стробоскопа, можно наблюдать характер колебаний голосовых складок. Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Электромиография дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. В последнее время находит все большее применение новый метод исследования голосового аппарата - глоттография. Данный метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому.

Существуют методы исследования качества голоса – объективные (комп. программы), субъективные –шкала GRBAS (разработана японской ассоциацией логопедов: рассматривает 5 параметров голоса: степень нарушения, грубость, придыхание, потеря вокальной силы, напряженность – каждый показатель оценивается по 5тибальной системе, для этого обследования необходимо 3 независимых эксперта).


11. Характеристика алалии - отсутствие или недоразвитие речи у детей при норм. слухе и первично сохранном интеллекте. вследствие органического поражения реч-ых зон коры гол. мозга во внутриутробном или раннем периоде развития реб-ка. Системное нарушение.

Недоразвитие мозговых клеток приостанавливается на стадии нейробластов (зародышей нервных клеток), приостанавливается процесс миелинизации (обложение миелином нервного волокна, обеспечивающего проведение нервных импульсов от ЦНС к рабочим органам).

Этиология: пренатальные вредности(токсикоз, угроза выкидыша, резус конфликт), натальные (роды раньше срока, асфиксия, стремительные, затяжные роды), постнатальные (до 3 лет, опухоли, трвмы менингиты), наследственность 16%. Значительный вклад в изучение проблемы внесли Левина, Хватцев, Соботович,Мелехова.

Моторная – системное недоразвитие экспрессивной речи(говорения), центрального органич харак-ра, обусловлнен несформирован языков операц процесса порожденречев высказ при сохранности смысловых и сенсомоторныхтопераций.Реб поним обьращ к нему речь, но не умеет её вопроизв. Локализация центр Брока(задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (правши). У детей с моторной алалией нарушена общая моторика(спотыкаются, падают,не могут подпрыгнуть на одной ноге), артикул. Аппар. (поднять язык. Удержат., страд. ВПФ (память, внимание), быст. Утомляемость. Характ признак мот алалии преоблад расст экспресивной речи. Затруд. В овлад актив слов, грам строем речи, звукопроиз, и слог стркт слова. Белова- Давид исслед детей с мотор алал выделила афферентная мотор алал-обусловлена патологией постцентральной зоны КГМ(ниж темен отдел лев полуш).поиск артикул трудности найти правильн движен и положение органов артикул для произнес определ звука. Эфферентная мотор алал –обусловлена патологией премоторнойизоны КГМ (задней трети верхней височной извилины(Ц. Брока) котор в норме отвечает за последователность и организацию сложных комплексов двигательных программ. (произ звук, но не может прознести слово). Языковая Симптоматика При мотор алал лексич наруш: расхожд в качест и колич составе словаря, замены мимико –жестикуляторной речью, неологизмами(бума-машина),синтаксич – ие наруш:огранич набор предлож.,(простые, повест, побудит), пропуск союзов и предлогов, ограничение набора синтетич. Связей: морфологические наруш. –число приставок и суфф ограничено, словообраз ограничено много ошибок,нар скл и спряжений, невер согласования в роде педеже, фонемат наруш – фонем слух, наруш струк слова, ССС(ударение);фонетические – нар звукопроиз, отмеч особен просодии обусловленное языковыми нарушениями(поиск слова- замедление-протягивание звуков)

3 степени: 1 – все подсистемы в рудиментарном состоянии, число слов предельно ограничено, часто произносит только ударный слог. Основной элемент коммуникации-мимика, жесты, звукоподражания.

2Однословные и двухсловные предложения. Словообразования и словоизменения отсутствуют, агграматизмы. Невербальные средства часто

3.многословные предложения различных типов и конструкций. Словообразования и словоизменения нарушены. Невербальные средства ограничены. Сформир все звуки

Сенсорная алалия (импрессивная) –недор импрес р, когда реб не поним и не реагир несмотря на сохр физич слух. Локал пораж височ областей ГМ левого полушария (ц.Вернике) Дети или совсем не поним обращ речь или поним крайне ограничено. Отмеч. Явл эхололии(повтор чуж слов). У детей нар фонем слуха. При наруш поним страд актив речь. Пасс слов меньше актив. Сохран интонац ритм стороны речи. Бастрая истощ слухов анализ. Неустойч слух поргов(то реагирует то нет) налич гиперакузии (повыш чувстви к звукам). Для СА необх тактил конт. необх попасть в поле зрения, наруш ГСР, нар звукопроизн (может и не быть) нар ССС, нар связ речи., между звучанием и значением не устанавлив замыкательная связь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: