Философские взгляды Кузанского. Одно из центральных мест - учение о Боге. Он утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Кузанский приходит к мысли о противоречивости Бога, поскольку он представляет собой единство противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, во-первых, что Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне Бога является непоследовательным; что, во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; и, наконец, в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует об единстве мира. Таким образом, Николай Кузанскии выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца и творение. Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанскии стремится понять мир духовный и мир земной как единое целое.
Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфилософии. Кузанскии выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Исходные положения космологии Кузанского явились основанием для утверждения, что Земля не является центром Вселенной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении.
|
|
Природный мир представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной динамике. Природа противоречива, выступает как единство противоположностей.
Особое внимание уделено учению о человеке. Кузанский не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его обожествлению, называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богом». Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конечного и бесконечного. В онтологическом плане человек стоит выше всех остальных творений Бога. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о его творческой сущности. Если Бог есть творчество, то человек, подобно Богу, также представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.
Учение Кузанского о человеке тесно связано с гносеологическими проблемами и решением вопроса о познавательных возможностях человека. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. Кузанский полагает, что человек обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума. Существуют три вида ума: чувство (ощущения плюс воображение), рассудок и разум. Кузанский не отрицает необходимости опытно-эмпирического изучения действительности, однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума. Чувственное познание человека подчинено упорядочивающему началу рассудка. Но ни чувства, ни рассудок не способны познать Бога. Они представляют собой инструмент для познания природы. Разум — высшая познавательная способность человека. Разум способен мыслить всеобщее, приближаясь к сфере бесконечного и абсолютного. Присущее разуму понимание бесконечности приводит его к пониманию смысла противоположностей и их единства. В этом заключается превосходство разума над рассудком.
|
|
Проблема истинности знания решается Кузанским диалектически. В основе учения об истине находится положение: истина неотделима от своей противоположности — заблуждения. Кузанский полагает, что разуму необходимо постоянно преодолевать догматическую самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности суждений, тем самым способствуя пониманию истины как процесса все большего углубления познания на пути к недостижимому абсолюту.