Пантеизм и диалектика в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно

 

Философские взгляды Кузанского. Одно из центральных мест - учение о Боге. Он утверждает, что божественное бытие играет решаю­щую роль в становлении мира природы и мира человека. Кузанский приходит к мысли о противоречивости Бога, поскольку он представляет собой единство противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, во-первых, что Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне Бога является непоследовательным; что, во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; и, наконец, в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это сви­детельствует об единстве мира. Таким образом, Николай Кузанскии выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца и творе­ние. Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанскии стремится понять мир духов­ный и мир земной как единое целое.

Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфило­софии. Кузанскии вы­двигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Исходные положения космологии Кузанского явились осно­ванием для утверждения, что Земля не является центром Все­ленной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении.

Природный мир представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной ди­намике. Природа противоречива, выступает как единство проти­воположностей.

Особое внимание уделено учению о человеке. Кузанский не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его обожествлению, называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богом». Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конеч­ного и бесконечного. В онтоло­гическом плане человек стоит выше всех остальных творений Бога. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о его творческой сущности. Если Бог есть творчество, то человек, подобно Богу, также представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

Учение Кузанского о человеке тесно связано с гносеологичес­кими проблемами и решением вопроса о познавательных воз­можностях человека. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. Кузанский полагает, что человек обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посред­ством ума. Существуют три вида ума: чувство (ощущения плюс воображение), рассудок и разум. Кузанский не отрицает необходимости опытно-эмпирического изучения дей­ствительности, однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума. Чувственное познание человека подчинено упорядочивающе­му началу рассудка. Но ни чувства, ни рассудок не способны познать Бога. Они представляют собой инструмент для познания природы. Разум — высшая познавательная способность человека. Разум способен мыслить всеобщее, приближаясь к сфере бесконечного и аб­солютного. Присущее разуму понимание бесконечности приводит его к пониманию смысла противоположностей и их единства. В этом заключается превосходство разума над рассудком.

Проблема истинности знания решается Кузанским диалек­тически. В основе учения об истине находится положение: исти­на неотделима от своей противоположности — заблуждения. Кузанский полагает, что разуму необходимо постоянно преодоле­вать догматическую самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности суждений, тем самым способствуя по­ниманию истины как процесса все большего углубления позна­ния на пути к недостижимому абсолюту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: